Остальной мир считает, что трамвай – дело рук Вернера фон Сименса.
В России уверены, что транспорт на электрической тяге придумал русский инженер и изобретатель Фёдор Аполлонович Пиро́цкий. Поскольку родился и умер талантливый инженер на территории современной Украины, её жители по праву считают его своим.
Да и первый трамвай в Российской Империи поехал именно в Киеве.
Сила тока
А теперь по порядку. Фёдор Пироцкий родился 17 февраля (1 марта по новому стилю) 1845 года в селе Сенча Лохвицкого уезда Полтавской губернии, в семье военного штабс-лекаря, потомка городовых, но учился и вырос в Санкт-Петербурге. Сначала окончил Константиновский кадетский корпус и перешёл в юнкерский класс расположенного в том же здании Михайловского артиллерийского училища. Практику проходил на военных заводах входившего в состав Российской Империи Великого княжества Финляндского. В 1866 году «подпоручик Пероцкий» был направлен на службу в Печёрскую крепостную артиллерию Киевского гарнизона, где подружился со знаменитым электротехником, энтузиастом всего, что может работать на электричестве, Павлом Николаевичем Яблочковым (1847—1894).
В 1869 году Пироцкий поступил на строевой факультет Михайловской артиллерийской академии, по окончании которой был назначен ревизором в отдел технических отчётов и смет Главного артиллерийского управления в Санкт-Петербурге.
В 1871 году после изучения производства пушек в России, он разработал новую систему доменных печей с тройными стенками, что уменьшило расход топлива при плавке металла.
В 1874 году Пироцкий предложил улучшить систему электроснабжения башню для прожекторов на Волковском поле. Его проект «Механизм для передачи работы на всякое расстояние» был одобрен Главным артиллерийским управлением, после чего маломощный электрогенератор системы Б.С. Якоби и идущие от него два тонких телефонных провода Пироцкий заменил на две коллекторные машины системы З.Т. Грамма и провода большего сечения на деревянных опорах. Ток вырабатывал падающий на водяное колесо поток. Обратным проводником служила земля.
В свободное от службы время для совершенствования своей системы получения, передачи и преобразования электроэнергии в механическую работу, в 1875 году Пироцкий электрифицировал неиспользуемый участок курортной железнодорожной ветки Миллера от Сестрорецка до пристани Санкт-Петербургского порта и запустил по ним вагоны на электрической тяге. Ток передавался по двум изолированным рельсам, подключенным к генератору Грамма.
В №4 «Инженерного журнала» за 1877 год была опубликована статья Пироцкого «О передаче работы воды как двигателя на всякое расстояние посредством гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов», описывающая эксперимент, проведённый в 1876 году в результате которого начал вращаться электродвигатель большой мощности, расположенный в километре от генератора. Пироцкий доказал преимущество использования переданной электроэнергии от генераторов, вырабатывающих ток от течения рек, по сравнению с использованием паровых двигателей, устанавливаемых на месте потребления.
Вагонетка на пути
В 1879 году по возвращению из длительной инспекционной поездки по черноморским крепостям Пироцкий предложил заменить в Санкт-Петербурге конки трамваями на электрической тяге.
В январе 1880-го Пироцкий стал членом только что созданного электротехнического отдела Русского технического общества, а в апреле на первой специальной электротехнической выставке в Санкт-Петербурге продемонстрировал свой проект строительства трамвайной линии и выступил с докладом «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод)».
Всё лето он реконструировал 6,5-тонный двухъярусный вагон конки на 40 пассажиров: прикрепил к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось через шестерни на колёса. Рельсы на 85-метровом участке заизолировали брезентовыми прокладками. Рядом построили электростанцию с генератором постоянного тока.
22 августа (З сентября) 1880 года по участку под пристальными взглядами зевак и чиновников со скоростью конной рыси «двинул» сначала пустой, а затем и с сорока пассажирами модернизированный двухэтажный с империалом (длинной двойной скамьёй на крыше, на которой пассажиры сидят спина к спине, а лицами — к противоположным сторонам улицы – прим. авт.) тёмно-синий вагон конки №114 без впряжённых в него лошадей. Трамвай мог ускоряться, останавливаться и возобновлять движение в любом направлении. Хотя новый вид транспорта оказался вдвое экономичнее конки, в конце месяца протесты владельцев городских конных железных дорог вынудили изобретателя эксперимент прекратить.
В 1881 году Пироцкий представил проект электрической железной дороги на Международной электротехнической выставке в Париже, и электрический трамвай вызвал неподдельный интерес в других странах. С Пироцким встретился один из братьев Сименс и буквально стал терзать российского изобретателя множеством вопросов. А в мае фирма братьев Siemens&Halske между станцией Лихтерфильде Ангальтской железной дороги и Кадетским Колледжем Берлина открыла первую постоянную электрическую трамвайную линию, протяжённостью 2,5 км. Максимальная скорость вагона составляла 30 км/ч. Томас Эдисон начал экспериментировать в Нью-Йорке с использованием электротяги на железной дороге. А в Санкт-Петербурге тем временем по проекту Пироцкого был проложен первый подземный электрический кабель для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской школе. Тогда же он разработал проект централизованной подземной городской электросети, подтолкнувшей власти города к строительству центральной электростанции. И никаких трамваев.
Ошибка ценою в жизнь
В 1888 году со службы в крепости Иван-Города Пироцкий, не дослужив нескольких месяцев до 25 лет, в звании полковника вышел в отставку. После пяти лет оформления наследства, он-таки вступил в права на поместье дяди в селе Масловка Алёшкинского уезда Таврийской губернии, но пожить в своё удовольствие так и не успел.
В 1896 году чиновник губернского управления обнаружил, что в его послужном списке и во всех приказах записана фамилия «Пероцкий» из-за произошедшей 30 лет назад в Михайловском артиллерийском училище опечатки в служебных документах выпускника, которая так и не была исправлена в течение всей его военной службы. Лишённого наследства его выселили из имения. Пришлось переехать в местный военной пансионат. Из-за неполной выслуги, пенсия была мала. Её едва хватало на пропитание. Потрясённый переменой в жизни от всеобщего уважения до нищенского существования, нервы сдали, и в возрасте 53-х лет 28 февраля (12 марта) 1898 года изобретатель умер всеми покинутый, без копейки за душой. Из-за одной буквы он потерял всё. Хоронили его в кредит под выручку от продажи остатков имущества. Но 5 сундуков, 4 чемодана и 2 ящика книг, деловых бумаг и проектов нереализованных изобретений оказались никому не нужны.
***
В Российской Империи первым городом с постоянно действующим электрическим трамваем 1 (13) июня 1892 года стал Киев. И это был не трамвай Пироцкого, а фирмы Siemens. В Санкт-Петербурге трамвай на электротяге был запущен лишь 29 сентября 1907 года. Столица стала 27-м городом Империи с электротранспортом.