Найти в Дзене

Может, договоримся? Медиатор нам в помощь!

Почему-то в России о таком явлении, как медиация, и ее возможностях знают немногие. Хотя на российскую почву она пришла с десяток лет назад. «Помириться» с помощью медиации могут стороны любого конфликта – будь то спор между супругами или предпринимателями. Причем сделать это на любом этапе, даже если дело уже дошло до суда. Кто такие медиаторы, как они решают споры, и что пока сдерживает развитие «примирительного» направления в стране, рассказывает основатель некоммерческой организации «Лига медиаторов Поволжья» Олег Маврин.

Олег Маврин. Фото из личного архива.
Олег Маврин. Фото из личного архива.

- Олег, что под силу медиатору? Кого он, собственно, может примирить?

- Согласно одному из определений, профессиональный медиатор - это независимый посредник, обеспечивающий условия для разрешения конфликта между двумя сторонами. Одно из самых больших заблуждений – представление общества о медиаторах, - объясняет Олег. - Согласно закону, это специалист, обладающий высшим образованием и специальной подготовкой. Более того, медиатор НЕ может вести предпринимательскую деятельность, основанную только на медиации. Это скорее помощь в урегулировании споров. Часто люди спрашивают, медиатор - это больше юрист или психолог? Такому восприятию немало способствуют некоторые приставки в обозначении себя. Например, как в Казани: часто те, кто работает в сфере бракоразводных отношений, называют себя «психологами-медиаторами». Это, как правило, отпугивает пары от обращения к таким специалистам. Или как в одном из российских регионов, некоторые называют себя «юристы-медиаторы», что тоже и настораживает стороны, и вводит их в некий ступор «Зачем нам медиатор, если он юрист?».

С одной стороны, медиатор обладает необходимыми знаниями в области психологии, с другой – ему необходимо знать основы юридического оформления соглашения о проведении медиации. Кроме того, обладает управленческой компетенцией. Хорошо, если медиатор все это знает, но в целом от него не требуется быть ни психологом, ни юристом. Чтобы люди лучше понимали поле работы медиаторов, мы позиционируем себя как «конфликтологи-медиаторы». Как раз данная формулировка и помогает участникам конфликта находить и обращаться к нам.

- Откуда в Россию, Татарстан пришло направление медиации и когда?

- В разных странах применение медиации начиналось с разных сфер конфликтов. В одних - в ходе урегулирования трудовых конфликтов, в других - при разрешении семейных споров или бизнес-споров и так далее. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере. В нашей стране зачастую урегулирование конфликтов построено на силовом давлении или судебном решении, поэтому далеко не всем известно, что умеют медиаторы.

В целом «медиация» как процедура в ее современном понимании появилась в первой половине XX века в странах англо-саксонского права, речь идет о США. А затем стала развиваться во второй половине того же века в Англии, после чего она начала распространяться в Европе и в некоторых странах постсоветского пространства, в том числе и в России. Где с принятием Федерального Закона стали открываться различные специализированные центры по программам обучения медиации, например, таких как Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма Казанского федерального университета. Институту медиации в России всего порядка 7-10 лет. Небыстро, но она все-таки имеет развитие в нашей стране.

- Что тому способствует?

- Один из факторов - законодательный, когда Законодатель вносит поправки в закон, и некоторые категории дел становятся обязательными для проведения медиации, как, например, в Италии. Другой фактор - образовательный, когда появляются качественные центры обучения медиации, что и происходит в настоящий момент. Третий фактор, я бы назвал его «взаимодействие с сообществами», когда медиаторы выступают на различных мероприятиях, рассказывая о своей практике применения медиации, или сами организовывают их. Например, скоро в Казани уже шестой раз подряд пройдут студенческие Международные соревнования по конфликтологии и медиации Kazan Battle-School of Alternative Conflict Resolution 2019 на базе Казанского федерального университета. На них съезжаются студенты вузов не только разных регионов России, а также и вузов стран Ближнего Зарубежья (Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан и др.). Цель этих соревнований – популяризировать оптимальные технологии по управлению конфликтами в современном обществе. Как правило, в их проведении участвуют практикующие медиаторы некоммерческой организации «Лига медиаторов Поволжья» в качестве членов жюри. Кроме того, на них выступают ведущие специалисты-медиаторы, которые имеют богатый опыт медиаторской работы, со своими мастер-классами.

- Есть какой-то яркий пример, который Вы могли бы рассказать?

- Медиация - это процедура конфиденциальная, но у меня есть согласие сторон на то, чтобы я мог рассказать один случай. Одна компания купила у другой часть здания (первый этаж) под свой офис. Оплата за него должна была осуществляться частями. Сначала одна треть – сразу, затем вторая и третья части в виде ремонта фасада здания. Стороны не учли, что со временем строительные материалы и работы станут дороже, поэтому между ними стали возникать недомолвки и напряжение. Порой они даже применяли силу в отношении друг друга. Спустя некоторое время они стали друг на друга подавать в Арбитражный суд, что привело к эскалации конфликта. Судья рекомендовал им прибегнуть к услугам медиаторов в «комнате примирения»  при Арбитражном суде РТ. Там мы с ними и встретились. Работали почти 2 месяца. В итоге они заключили соглашение и отозвали свои иски.

Другой пример: супруги не могли разделить имущество и развестись. У каждого из них были свои опасения. Муж боялся, что жена не подпишет заявление о разводе, а жена - что муж не оставит ей авто. Эпопея длилась несколько месяцев. Юрист супруги обратилась к нам в организацию. Я созванивался и встречался с  супругом. В итоге удалось его расположить к участию в медиации. Во время переговоров с участием медиатора супруги обсудили и разделили все, что им было важно, и на следующий день встретились у нотариуса, подписали все необходимые документы.

- Почему вы считаете медиацию перспективным направлением в России?

- Это самый цивилизованный способ урегулирования конфликтов в современных развитых странах.  Наша страна развивается, а, соответственно, развиваются и технологии. В том числе и коммуникативные, помогающие вырабатывать  согласие. Потому можно сказать, что будущее – за умением договариваться, приходить к консенсусу.