Прошло десять дней с тех пор, как маленькая, спокойная и уютная Шри-Ланка стала символом ужаса, боли и скорби. С 21 по 25 апреля в трёх её городах - Коломбо, Негомбо и Баттикалоа, - во время празднования католической Пасхи в церквях и отелях произошла серия терактов, в которых погибло 253 человека и более 500 получили ранения. Задержано уже более 40 подозреваемых, среди которых как местные жители, так и выходцы из Сирии. Установлены личности восьми из десяти смертников, а ответственность за теракты взяло «Исламское государство»*. Однако вопросов все еще больше, чем ответов, и спокойствие не вернулось на курортный остров. Сегодня Президент Сирисена Майтрипала заявил, что террористы контактировали с людьми из-за рубежа, которые помогали им, а вчера посол США на Шри Ланке Элейна Теплиц предупредила о подготовке новых терактов.
Почему произошло?
Во-первых, спусковым крючком трагедии послужили теракты в мечетях Новой Зеландии, совершённые австралийским неонацистом Брентоном Таррантом. Многие официальные лица на Шри-Ланке, включая министра обороны Рувана Виджевардене, отмечали связь между этими событиями. Но, конечно же, это повод, а не причина.
Во-вторых, правительство проявило преступную халатность, когда иностранные спецслужбы информировали о готовящихся терактах ещё в начале апреля. Так, Индия и США трижды сообщали полиции о подготовке терактов местной исламистской группировкой «Национальный Таухид Джамаат» в католических церквях, предоставляя даже списки подозреваемых, проигнорированные властями. Вероятно, беспомощность правительства была вызвана глубокими внутренними разногласиями.
В-третьих, законодательство Шри-Ланки не содержит запрета на членство в террористических организациях, а также участие в их военных операциях. Так, премьер-министр Ранил Викрамасингхе заявил, что власти осведомлены об активности граждан в террористических организациях за границей, однако аресту подлежат только экстремисты, действующие на территории Шри-Ланки. Таким образом, разрешая воспитывать экстремистские кадры за рубежом, государство невольно способствует распространению терроризма в стране.
В-четвертых, с момента окончания гражданской войны на Шри-Ланке, этноконфессиональные конфликты не утихали. Подавляющее буддистское большинство находилось в конфронтации с религиозными меньшинствами – христианами, мусульманами и индуистами. Поэтому теракты можно рассматривать как отголоски гражданской войны между представителями разных религиозных групп, однако с участием лишь двух меньшинств – мусульман и христиан. Кроме того, в ходе гражданской войны также совершались теракты в местах большого скопления людей, и местные это помнят.
В-пятых, мусульмане на острове, даже самые обеспеченные, чувствовали себя изгоями. Материальные ценности не позволяли им войти в политическую элиту страны. Редчайший случай – все смертники были обеспеченными или даже богатыми людьми с хорошим образованием. И, возможно, это был их протест против сложившейся ситуации.
Хорошо или плохо?
Конечно, теракты – это однозначно плохо. В их ходе погибло огромное количество мирных жителей и туристов из разных стран. Более того, Шри-Ланка, с огромным трудом достигшая мира десять лет назад, получила новый вызов, который может стать под влиянием Исламского государства* очередным витком в этноконфессиональных противоречиях народов, живущих на острове. К тому же конфликты в Южной Азии всегда привлекают и других внешних игроков, заинтересованных в их эскалации, о чем мы писали здесь.
С другой стороны, апрельские теракты – повод задуматься о пересмотре законодательства, касающегося участия граждан в деятельности террористических организаций как внутри страны, так и за рубежом. Отсутствие правового регулирование данного вопроса – это зелёный свет экстремистам к действию. Кроме того, данные теракты могут объединить глубоко расколотое политическими разногласиями правительство в борьбе с террористической чумой и не допустить попустительства в данных вопросах.
Итог.
Теракты в городах Шри-Ланки произошли во многом потому, что в стране сложился благоприятный правовой климат для террористов. Как показала история, в стране этноконфессиональные противоречия настолько остры, что их довольно легко возбудить, чем и воспользовалось «Исламское государство». Результатом может стать возобновление межконфессиональной войны, если христиане воспримут случившееся, как брошенную к дуэли перчатку, и начнут «отражать» агрессию исламистов ответной атакой. История Шри-Ланки показывает, что мир трудно достигается, но легко нарушается. Дай Бог её народу благоразумия!
P.S. Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и подписаться) Статья подготовлена совместно с Булатом Гайнуллиным и Ксенией Лукиной
*Организация, запрещенная в России