Я решил написать об этом, потому что в какой-то момент надоело слушать упоминания о якобы имевшем место сотрудничестве Русской зарубежной церкви с гитлеровской властью, особенно в войне против СССР.
Справка: Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) составилась из эмигрантов, покинувших бывшую Российскую империю после революции 1917 года. Значительная часть русской эмиграции оказалась в самой Германии и европейских странах, оккупированных рейхом в 1939-40 гг. Почти все зарубежники, разумеется, имели зуб на советскую власть и неправдой будет сказать, что та всегда и во всём была к ним совершенно справедлива.
Так или иначе, они воспринимали большевиков, как незаконных узурпаторов власти и желали им скорейшего краха. По этой причине многие (хотя далеко не все) русские эмигранты были готовы поддержать иностранную интервенцию в Россию. Они мечтали о ней, как о начале возрождения прежней державы.
О многих вещах мы судим теперь на основании нашего знания, которым не обладали современники и участники исторических событий. Соответственно, наши суждения не всегда бывают объективны. А ведь изначально у всего мирового сообщества не было никакого предубеждения против немецкого фашизма. С момента его прихода к власти в 1933 и вплоть до 1939 года, когда началась Вторая мировая война, все торговые, культурные и политические контакты с Германией успешно развивались. Широко известно участие мировых держав в Олимпийских играх 1936 года в Берлине, когда спортсмены и политики самых разных стран не стеснялись приветствовать немцев характерным вскидыванием руки. Повторюсь, до начала Второй Мировой нацистская идеология ещё не успела себя достаточно скомпрометировать. Взаимовыгодная торговля с СССР велась вплоть до самого начала Великой Отечественной.
При этом власти Третьего рейха держали все церкви и религиозные течения на подконтрольной территории в ежовых рукавицах, не стала исключением и РПЦЗ. Последнюю контролировали особенно жёстко, подозревая наличие в её среде русских патриотических сил, не приемлющих германский нацизм (и основания для этого, конечно, были). Зарубежная церковь иногда вынужденно, иногда искренно проявляла свою лояльность.
Германские епархии возглавил митрополит Серафим (Ля́де) – этнический немец, в его храмах молились «о христолюбивом Вожде народа германского, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их», глава РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) поблагодарил фюрера за финансирование строительства собора в Берлине, выразив надежду, что Бог «пошлет и нам Вождя, и этот Вождь воскресит нашу Родину, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу». Ещё раз: такое положение дел установилось до «хрустальной ночи» и до войны, когда никто в мире не считал Гитлера преступником.
Справка: Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин: еврейский погром, устроенный нацистами одновременно по всей Германии и Австрии в ноябре 1938 г. До ста человек было убито на месте, десятки тысяч евреев отправились в тюрьмы и концлагеря.
Относительно берлинского собора существует церковный анекдот: уже в позднее советское время его настоятель как-то сказал, что до сих пор молится о Гитлере. Шокированным собеседникам он пояснил: «Ну, как же, мы ведь за каждой службой поминаем "создателей святаго храма сего", а храм построен на деньги рейха по указанию его фюрера».
Справка: На самом деле храм был построен не благодаря, а вопреки воле фюрера в результате внутренних политических интриг. Этими вопросами занималось тогдашнее министерство религиозных дел, использованное в борьбе политических элит Германии.
На оккупированных территориях гитлеровцы руководствовались принципом «разделяй и властвуй». Хорошо известно их желание создать максимальное количество независимых друг от друга православных церквей. Когда началась Великая Отечественная, то они просто не пускали священников РПЦЗ на землю бывшей Российской империи, то есть СССР. И наоборот, когда немцы позволяли открывать приходы в занятых ими областях, то делали это под условием отказа местного духовенства от сотрудничества с РПЦЗ. Соответственно, говорить о каком бы то ни было служении «белогвардейской» Зарубежной церкви на территории СССР невозможно.
Но может быть, само отношение РПЦЗ к походу вермахта на Восток было одобрительным? Тут, как говорится, не всё так однозначно. При том, что на тот момент все зарубежники были ярыми антисоветчиками, не без оснований называя советскую власть богоборческой (а кто-то и просто сатанинской), единого мнения о Гитлере среди них не было.
Одни хотели видеть в нём «освободителя России от большевистского ига» (в эмиграции это слово писали так: «большевицкого»), другие изначально видели в нём врага вообще всего русского. Третьи меняли свою точку зрения о немецком фашизме в худшую сторону по мере того, как им становилось известно о преступлениях нацизма. Несомненно одно: единой официальной доктрины относительно Третьего рейха у РПЦЗ не было.
Соответственно, если какие-то священники и сопровождали армию Власова, то это были того же поля ягоды, что и сами власовцы. Но не говорим же мы, что за Власовым и Гитлером пошёл русский народ? Точно так же нельзя возводить напраслину на всю зарубежную церковь. Больше того – у нас достаточно свидетельств борьбы, которую вели против фашизма многие представители русского заграничного духовенства.
Итак, ни о каком сотрудничестве между РПЦЗ и Третьим Рейхом говорить не приходится. Это означает, что все, кто утверждает, будто Русская Зарубежная Церковь служила Гитлеру и его коллаборантам, вроде Власова, являются либо некомпетентными в данном вопросе лицами, либо заведомыми лжецами.