Стою на кухне, капусту для супа режу. Глянула в окно – а там, как в фильме ужасов, прямо на меня самолёт летит, — из показаний очевидицы трагедии.
Суббота 6 декабря 1997 года была для большинства жителей Иркутска выходным днем. Кто-то отправился на стадион Труд поболеть за местную Сибскану, как это сделал Вячеслав Выборов с женой и своим братом; кто-то, как мама Вячеслава, его приемная дочь, сестра и тётя, находился дома, посвятив время бытовым делам и телевизору.
В это самое время, на аэродроме Иркутск-2, советский транспортный авиагигант АН-124-100 принимал в свое чрево два истребителя Су-27, которые необходимо было доставить на российскую военную базу Камрань во Вьетнам. Оба иркутских аэродрома — Иркутск-2 и гражданский Иркутск, — располагаются в черте города, всего в нескольких километрах от центра, так что регулярные взлеты-посадки «над головой» стали для иркутян обыденностью. Таким же заурядным должен был стать и вьетнамский рейс военно-транспортного «Руслана», но только не в тот злополучный день.
В 14:42 по местному времени 350-тонная махина вырулила на взлетную полосу. События с момента отрыва самолета от ВПП аэродрома развивались стремительно. Всего через три секунды после взлета у самолета отказывает двигатель № 3. Еще через шесть секунд отказывает второй двигатель. Спустя еще две секунды, из-за произошедшего помпажа, отключается двигатель № 1. Мощности единственного функционирующего двигателя катастрофически не хватает, чтобы тяжелая машина могла продолжить взлет, набор высоты прекращается и самолет идет на снижение.
Через 25 секунд полета, в момент падения, самолет находился всего в 66 метрах над землей, а под его стальным брюхом оказался жилой квартал поселка авиастроителей. С неработающими двигателями, почти в полной тишине, «Руслан», как призрак, черной тенью появляется во дворе жилых домов, левым крылом задевает крышу двухэтажного здания и падает на дом № 45 по ул. Гражданской. Обломки самолета попадают и в стоящий рядом детский дом, а хвост, слегка задев еще одну пятиэтажку по ул. Мира, отделившись от фюзеляжа, прислонился к фасаду здания.
Разлившиеся 140 тонн авиатоплива немедленно воспламеняются. Благодаря профессиональным действиям оперативных служб МЧС удалось быстро оцепить эпицентр катастрофы, осуществить тушение, проливку невоспламенившихся остатков топлива и извлечение людей из-под завалов. Тем не менее, погибло 72 человека: 8 членов экипажа, 15 пассажиров и 49 человек на земле, 14 из которых дети.
Не выжили и оставшиеся дома члены семьи Выборовых. «Один из двигателей залетел прямо в нашу квартиру, все плиты просто сложились. На опознании тел, собственно опознавать было уже нечего», — вспоминал чудом выживший Вячеслав.
По мнению военной госкомиссии, занимавшейся расследованием крушения, причиной катастрофы стали конструктивные недоработки двигателей Д-18Т, украинского производства. Руководство украинского завода настаивает на том, что причина во внештатном количестве воды в топливной смеси, которая при замерзании засорила систему подачи топлива.
Сегодня на месте трагедии находится церковь Рождества Христова, частично разрушенный детский дом снесли и отстроили новый в другой части города, а в сердцах иркутян, чьих судеб коснулся тот трагический рейс, — зарубцевавшиеся раны и страх от гула пролетающих в небе самолетов.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации!