Найти тему
Сингулярность

«Руслан», как призрак, черной тенью появился во дворе жилого дома

Стою на кухне, капусту для супа режу. Глянула в окно – а там, как в фильме ужасов, прямо на меня самолёт летит, — из показаний очевидицы трагедии.

Фото: Борис Слепнев
Фото: Борис Слепнев

Суббота 6 декабря 1997 года была для большинства жителей Иркутска выходным днем. Кто-то отправился на стадион Труд поболеть за местную Сибскану, как это сделал Вячеслав Выборов с женой и своим братом; кто-то, как мама Вячеслава, его приемная дочь, сестра и тётя, находился дома, посвятив время бытовым делам и телевизору.

В это самое время, на аэродроме Иркутск-2, советский транспортный авиагигант АН-124-100 принимал в свое чрево два истребителя Су-27, которые необходимо было доставить на российскую военную базу Камрань во Вьетнам. Оба иркутских аэродрома — Иркутск-2 и гражданский Иркутск, — располагаются в черте города, всего в нескольких километрах от центра, так что регулярные взлеты-посадки «над головой» стали для иркутян обыденностью. Таким же заурядным должен был стать и вьетнамский рейс военно-транспортного «Руслана», но только не в тот злополучный день.

Тот самый АН-124 за 11 лет до катастрофы. Фото: Mike Freer
Тот самый АН-124 за 11 лет до катастрофы. Фото: Mike Freer

В 14:42 по местному времени 350-тонная махина вырулила на взлетную полосу. События с момента отрыва самолета от ВПП аэродрома развивались стремительно. Всего через три секунды после взлета у самолета отказывает двигатель № 3. Еще через шесть секунд отказывает второй двигатель. Спустя еще две секунды, из-за произошедшего помпажа, отключается двигатель № 1. Мощности единственного функционирующего двигателя катастрофически не хватает, чтобы тяжелая машина могла продолжить взлет, набор высоты прекращается и самолет идет на снижение.

Фото: Борис Слепнев
Фото: Борис Слепнев

Через 25 секунд полета, в момент падения, самолет находился всего в 66 метрах над землей, а под его стальным брюхом оказался жилой квартал поселка авиастроителей. С неработающими двигателями, почти в полной тишине, «Руслан», как призрак, черной тенью появляется во дворе жилых домов, левым крылом задевает крышу двухэтажного здания и падает на дом № 45 по ул. Гражданской. Обломки самолета попадают и в стоящий рядом детский дом, а хвост, слегка задев еще одну пятиэтажку по ул. Мира, отделившись от фюзеляжа, прислонился к фасаду здания.

Глава МЧС Сергей Шойгу руководит мероприятиями по ликвидации последствий катастрофы
Глава МЧС Сергей Шойгу руководит мероприятиями по ликвидации последствий катастрофы

Разлившиеся 140 тонн авиатоплива немедленно воспламеняются. Благодаря профессиональным действиям оперативных служб МЧС удалось быстро оцепить эпицентр катастрофы, осуществить тушение, проливку невоспламенившихся остатков топлива и извлечение людей из-под завалов. Тем не менее, погибло 72 человека: 8 членов экипажа, 15 пассажиров и 49 человек на земле, 14 из которых дети.

-5
Дом по ул. Гражданской, на который упал «Руслан»
Дом по ул. Гражданской, на который упал «Руслан»
Фото: Борис Слепнев
Фото: Борис Слепнев

Не выжили и оставшиеся дома члены семьи Выборовых. «Один из двигателей залетел прямо в нашу квартиру, все плиты просто сложились. На опознании тел, собственно опознавать было уже нечего», — вспоминал чудом выживший Вячеслав.

Фото: Борис Слепнев
Фото: Борис Слепнев

По мнению военной госкомиссии, занимавшейся расследованием крушения, причиной катастрофы стали конструктивные недоработки двигателей Д-18Т, украинского производства. Руководство украинского завода настаивает на том, что причина во внештатном количестве воды в топливной смеси, которая при замерзании засорила систему подачи топлива.

Информация с бортовых самописцев получена не была. По заявлению расследователей пленка была разрушена высокой температурой пламени пожара
Информация с бортовых самописцев получена не была. По заявлению расследователей пленка была разрушена высокой температурой пламени пожара

Сегодня на месте трагедии находится церковь Рождества Христова, частично разрушенный детский дом снесли и отстроили новый в другой части города, а в сердцах иркутян, чьих судеб коснулся тот трагический рейс, — зарубцевавшиеся раны и страх от гула пролетающих в небе самолетов.

Похороны погибших. Фото: Борис Слепнев
Похороны погибших. Фото: Борис Слепнев
Церковь возведенная на месте разрушенного дома
Церковь возведенная на месте разрушенного дома

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации!