Краноманипуляторные установки, или сокращенно КМУ, получили в нашей стране широчайшее распространение в последние два десятка лет. Ибо грузовики, работающие по принципу «сам гружу, сам везу», позволяют легче находить работу и больше зарабатывать. В наиболее успешные годы у нас продавали до 14 тысяч машин, оборудованных манипуляторами (по большей части иностранными). Между тем функциональные аналоги современных КМУ выпускались в СССР… еще с 1950-х годов! Вот про эту технику сегодня и повспоминаем.
Отсчет истории советских КМУ можно вести с 1955 года, когда на Львовском заводе автопогрузчиков (ЛЗА) выпустили первую партию из 30 грузовиков ГАЗ-51 с гидрокранами модели 4010. Вот ни за что не догадаетесь, кто был потребителем этих машин! Все они отправились трудиться на благо сельского хозяйства и использовались на погрузке и разгрузке свеклы. Гидрокран этот имел грузоподъемность до 500 кг и монтировался на раме между кабиной и сдвинутой назад грузовой платформой. Уже на следующий год львовяне разработали новые модели гидрокранов. Грузовикам ЗИС-150 была адресована модель 4030 грузоподъемностью 500 кг с максимальным вылетом стрелы 3,6 м. А для грузовиков ГАЗ-51 сделали аналогичный гидрокран модели 4031, только облегченный, со стрелой с уменьшенным до 3 м вылетом и сниженной до 250 кг грузоподъемностью.
В 1960-е на ЛЗА делали уже по 2,5–3 тысячи гидрокранов моделей 4030 и 4031 в год. Часть из них львовяне монтировали на автомобили самостоятельно, другую часть отправляли по кооперации на другие заводы-изготовители спецтехники. Например, Экспериментально-механический завод Управления благоустройства Мосгорисполкома дооснащал гидрокран 4030 грейферным захватом и затем монтировал на шасси строительных самосвалов ЗИЛ-ММЗ-585И/585Л: получался специализированный шлаковоз модели Ш-585.
Широкое распространение гидрокраны типа 4030П обрели в составе контейнерных мусоровозов модели М-30, которые выпускались на шасси ГАЗ-53А сразу несколькими предприятиями – в частности, Орловским завод погрузчиков, Мценским заводом коммунального машиностроения, опытно-экспериментальным заводом «Белспецкоммунмаш» в Минске, Кирсановским мехзаводом в Тамбовской области.
Уже упомянутый минский ОЭЗ «Белспецкоммунмаш» использовал краны типа 4030П для монтажа на шасси ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131, подлежащих переоборудованию в тягачи для перевозки леса и стройматериалов. А Барабинский союзный завод «Промсвязь» из Новосибирской области и Навлинский авторемонтный завод «Промсвязь» из Брянской области использовали львовские гидрокраны для монтажа на шасси бортовых грузовиков ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А, которые затем поступали в распоряжение ремонтных бригад Минсвязи. Готовый «газик» с манипулятором получал обозначение УПТР-500 («устройство погрузки, транспортировки и разгрузки», 500 – грузоподъемность крана в кг).
С 1963 года выпуск автомобилей ЗИЛ с гидрокранами львовской конструкции развернул Московский завод погрузочных машин (он же с 1966-го – Московский завод автомобильных кузовов, с 1981-го – Московский опытно-экспериментальный завод специализированных автомобилей). Объемы производства поначалу колебались от нескольких десятков до пары сотен машин в год, однако уже в 1970-е завод вышел на темпы по 350-500 машин в год. Изготовление автомобилей ЗИЛ с манипуляторами продолжалось там с коротким перерывом на 1978 год более четверти века и завершилось уже после распада СССР.
В 1970-е и 1980-е выпуск гидрокранов на ЛЗА продолжался в объемах порядка 2,2–3 тысяч штук в год, и лишь около 10% из них львовяне монтировали самостоятельно на грузовики ЗИЛ-130АН и ЗИЛ-431410. Получившиеся автомобили-самопогрузчики обозначались как модели 4312 и 4312-01 соответственно. Их основным потребителем выступало почтовое ведомство.
Ниже – еще несколько фотографий интересных образцов спецтехники со львовскими гидрокранами, конечных изготовителей которых мы опознать не беремся.
С конца 1970-х разработкой гидрокранов и самопогрузчиков новых моделей занималось Головное Союзное конструкторское бюро по автопогрузчикам, созданное во Львове на базе конструкторского отдела ЛЗА. Например, с прицелом на использование шасси КрАЗ-260А там был разработан гидрокран модели 6960 грузоподъемностью 1250 кг. Для шасси ЗИЛ-130 спроектировали гидрокран модели 4950 с диапазоном грузоподъемности 800-1250 кг (максимальный/минимальный вылет стрелы), для шасси ЗИЛ-133Г2 – гидрокран 5943 на 1250-2500 кг груза.
А для шасси ГАЗ-53А в ГСКБ были созданы конструкции самопогрузчиков моделей 3918 (на 500-900 кг) и 3963 (на 800-1250 кг). Первый из них пошел в производство с 1985 года на Саранском заводе автосамосвалов (в первый же год сделали 120 экземпляров).
С 1988 года было развернуто производство краноманипуляторных установок для нужд Минстройдормаша на шасси ЗИЛ-431410, которые назывались МКС-4531. Кто их делал точно – не знаем: по всей видимости, автокрановый завод в Иваново либо в Балашихе.
Это конечно, далеко не полный перечень КМУ, которые встречались в СССР. Например, в Главмосавтотрансе работали тягачи КамАЗ-5410, дооборудованные финскими манипуляторами Nummi 977. А в парке Мосстроймеханизации имелись трехосные грузовики ЗИЛ-133ГЯ с манипуляторами.
Конечно, этот обзор – не полный. Моделей манипуляторов в СССР было больше. Например, мы почти не затронули тему манипуляторов, использовавшихся на военной технике. Но, наверное, на сегодня пора останавливаться, пост и так получился огромным. Кто дочитал до конца – спасибо за внимание! А еще 18 бонусных фото можно посмотреть ТУТ!