Найти тему
машина

Советские грузовики с манипуляторами: 20 архивных фото

Краноманипуляторные установки, или сокращенно КМУ, получили в нашей стране широчайшее распространение в последние два десятка лет. Ибо грузовики, работающие по принципу «сам гружу, сам везу», позволяют легче находить работу и больше зарабатывать. В наиболее успешные годы у нас продавали до 14 тысяч машин, оборудованных манипуляторами (по большей части иностранными). Между тем функциональные аналоги современных КМУ выпускались в СССР… еще с 1950-х годов! Вот про эту технику сегодня и повспоминаем.

Отсчет истории советских КМУ можно вести с 1955 года, когда на Львовском заводе автопогрузчиков (ЛЗА) выпустили первую партию из 30 грузовиков ГАЗ-51 с гидрокранами модели 4010. Вот ни за что не догадаетесь, кто был потребителем этих машин! Все они отправились трудиться на благо сельского хозяйства и использовались на погрузке и разгрузке свеклы. Гидрокран этот имел грузоподъемность до 500 кг и монтировался на раме между кабиной и сдвинутой назад грузовой платформой. Уже на следующий год львовяне разработали новые модели гидрокранов. Грузовикам ЗИС-150 была адресована модель 4030 грузоподъемностью 500 кг с максимальным вылетом стрелы 3,6 м. А для грузовиков ГАЗ-51 сделали аналогичный гидрокран модели 4031, только облегченный, со стрелой с уменьшенным до 3 м вылетом и сниженной до 250 кг грузоподъемностью.

ГАЗ-51 с гидрокраном 4031 на ВДНХ СССР (фото из архива Д.Дементьева)
ГАЗ-51 с гидрокраном 4031 на ВДНХ СССР (фото из архива Д.Дементьева)
ЗИС-150 с гидрокраном 4030, 1956 г. (фото из архива А.Новикова)
ЗИС-150 с гидрокраном 4030, 1956 г. (фото из архива А.Новикова)

В 1960-е на ЛЗА делали уже по 2,5–3 тысячи гидрокранов моделей 4030 и 4031 в год. Часть из них львовяне монтировали на автомобили самостоятельно, другую часть отправляли по кооперации на другие заводы-изготовители спецтехники. Например, Экспериментально-механический завод Управления благоустройства Мосгорисполкома дооснащал гидрокран 4030 грейферным захватом и затем монтировал на шасси строительных самосвалов ЗИЛ-ММЗ-585И/585Л: получался специализированный шлаковоз модели Ш-585.

Шлаковоз Ш-585 московского производства на шасси самосвала ЗИЛ-ММЗ-585Л (фото А.Новикова)
Шлаковоз Ш-585 московского производства на шасси самосвала ЗИЛ-ММЗ-585Л (фото А.Новикова)

Широкое распространение гидрокраны типа 4030П обрели в составе контейнерных мусоровозов модели М-30, которые выпускались на шасси ГАЗ-53А сразу несколькими предприятиями – в частности, Орловским завод погрузчиков, Мценским заводом коммунального машиностроения, опытно-экспериментальным заводом «Белспецкоммунмаш» в Минске, Кирсановским мехзаводом в Тамбовской области.

Мусоровоз М-30 со львовским гидрокраном (из архива В/О "Автоэкспорт")
Мусоровоз М-30 со львовским гидрокраном (из архива В/О "Автоэкспорт")

Уже упомянутый минский ОЭЗ «Белспецкоммунмаш» использовал краны типа 4030П для монтажа на шасси ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131, подлежащих переоборудованию в тягачи для перевозки леса и стройматериалов. А Барабинский союзный завод «Промсвязь» из Новосибирской области и Навлинский авторемонтный завод «Промсвязь» из Брянской области использовали львовские гидрокраны для монтажа на шасси бортовых грузовиков ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А, которые затем поступали в распоряжение ремонтных бригад Минсвязи. Готовый «газик» с манипулятором получал обозначение УПТР-500 («устройство погрузки, транспортировки и разгрузки», 500 – грузоподъемность крана в кг).

УПТР-500 Барабинского союзного завода «Промсвязь» со львовским гидрокраном на шасси ГАЗ-52-04 (из архива автора)
УПТР-500 Барабинского союзного завода «Промсвязь» со львовским гидрокраном на шасси ГАЗ-52-04 (из архива автора)
УПТР-500 Навлинского авторемонтного завода «Промсвязь» со львовским гидрокраном на шасси ГАЗ-53А (из архива автора)
УПТР-500 Навлинского авторемонтного завода «Промсвязь» со львовским гидрокраном на шасси ГАЗ-53А (из архива автора)

С 1963 года выпуск автомобилей ЗИЛ с гидрокранами львовской конструкции развернул Московский завод погрузочных машин (он же с 1966-го – Московский завод автомобильных кузовов, с 1981-го – Московский опытно-экспериментальный завод специализированных автомобилей). Объемы производства поначалу колебались от нескольких десятков до пары сотен машин в год, однако уже в 1970-е завод вышел на темпы по 350-500 машин в год. Изготовление автомобилей ЗИЛ с манипуляторами продолжалось там с коротким перерывом на 1978 год более четверти века и завершилось уже после распада СССР.

Грузовики ЗИЛ-130Г с гидрокраном делали на МЗАКе с 1966 года. В конце 1980-х московский самопогрузчик на базе ЗИЛ-431410 обозначался как модель 4415-10
Грузовики ЗИЛ-130Г с гидрокраном делали на МЗАКе с 1966 года. В конце 1980-х московский самопогрузчик на базе ЗИЛ-431410 обозначался как модель 4415-10

В 1970-е и 1980-е выпуск гидрокранов на ЛЗА продолжался в объемах порядка 2,2–3 тысяч штук в год, и лишь около 10% из них львовяне монтировали самостоятельно на грузовики ЗИЛ-130АН и ЗИЛ-431410. Получившиеся автомобили-самопогрузчики обозначались как модели 4312 и 4312-01 соответственно. Их основным потребителем выступало почтовое ведомство.

Самопогрузчик 4312 на шасси ЗИЛ-130АН с 6-цилиндровым мотором серийно выпускался во Львове с 1979 года и оснащался гидрокраном модели 4030П (грузоподъемность – 500 кг на максимальном вылете 3600 мм). Его основным назначением являлась погрузка и перевозка 8 типовых железнодорожных контейнеров с почтовой корреспонденцией. На этом фото показан опытный образец, построенный еще в конце 1960-х на шасси ЗИЛ-130-66. В то время готовые самопогрузчики получали то же самое обозначение, что и установленный на них гидрокран – то есть в данном случае 4030П
Самопогрузчик 4312 на шасси ЗИЛ-130АН с 6-цилиндровым мотором серийно выпускался во Львове с 1979 года и оснащался гидрокраном модели 4030П (грузоподъемность – 500 кг на максимальном вылете 3600 мм). Его основным назначением являлась погрузка и перевозка 8 типовых железнодорожных контейнеров с почтовой корреспонденцией. На этом фото показан опытный образец, построенный еще в конце 1960-х на шасси ЗИЛ-130-66. В то время готовые самопогрузчики получали то же самое обозначение, что и установленный на них гидрокран – то есть в данном случае 4030П
С 1987 года индекс львовского самопогрузчика сменился на 4312-01: он стал монтироваться на шасси ЗИЛ-431410 и оснащаться модернизированным гидрокраном модели 40301. Данный автомобиль, судя по наклонной белой полосе, работал как раз в почтовом ведомстве (фото А.Новикова)
С 1987 года индекс львовского самопогрузчика сменился на 4312-01: он стал монтироваться на шасси ЗИЛ-431410 и оснащаться модернизированным гидрокраном модели 40301. Данный автомобиль, судя по наклонной белой полосе, работал как раз в почтовом ведомстве (фото А.Новикова)
Это тоже львовское изделие: самопогрузчик модели 4033 на шасси ЗИЛ-157К. Грузоподъемность гидрокрана – 550 кг (фото конца 1960-х годов, из архива автора)
Это тоже львовское изделие: самопогрузчик модели 4033 на шасси ЗИЛ-157К. Грузоподъемность гидрокрана – 550 кг (фото конца 1960-х годов, из архива автора)
А это – львовский самопогрузчик 4032 на шасси КрАЗ-214Б. Грузоподъемность гидрокрана здесь уже доведена до 1000 кг. По сути, это «полуфабрикат» под военную транспортно-установочную машину (фото конца 1960-х годов, из архива автора)
А это – львовский самопогрузчик 4032 на шасси КрАЗ-214Б. Грузоподъемность гидрокрана здесь уже доведена до 1000 кг. По сути, это «полуфабрикат» под военную транспортно-установочную машину (фото конца 1960-х годов, из архива автора)

Ниже – еще несколько фотографий интересных образцов спецтехники со львовскими гидрокранами, конечных изготовителей которых мы опознать не беремся.

ГАЗ-66-02 с гидрокраном, установленным вместо демонтированного запасного колеса (фото А.Новикова)
ГАЗ-66-02 с гидрокраном, установленным вместо демонтированного запасного колеса (фото А.Новикова)
ЗИЛ-131 с переделанной штатной платформой и гидрокраном (фото из архива Д.Дементьева)
ЗИЛ-131 с переделанной штатной платформой и гидрокраном (фото из архива Д.Дементьева)
А вот это, судя по документам, бывший мусоровоз М-30 1987 года выпуска, переоборудованный в 1996 году в бортовой грузовик. Гидрокран сдвинут вперед к кабине, а вместо контейнерной платформы установлен бортовой кузов от ГАЗ-52-04. Машина работала в Реутове (фото из архива Д.Дементьева)
А вот это, судя по документам, бывший мусоровоз М-30 1987 года выпуска, переоборудованный в 1996 году в бортовой грузовик. Гидрокран сдвинут вперед к кабине, а вместо контейнерной платформы установлен бортовой кузов от ГАЗ-52-04. Машина работала в Реутове (фото из архива Д.Дементьева)

С конца 1970-х разработкой гидрокранов и самопогрузчиков новых моделей занималось Головное Союзное конструкторское бюро по автопогрузчикам, созданное во Львове на базе конструкторского отдела ЛЗА. Например, с прицелом на использование шасси КрАЗ-260А там был разработан гидрокран модели 6960 грузоподъемностью 1250 кг. Для шасси ЗИЛ-130 спроектировали гидрокран модели 4950 с диапазоном грузоподъемности 800-1250 кг (максимальный/минимальный вылет стрелы), для шасси ЗИЛ-133Г2 – гидрокран 5943 на 1250-2500 кг груза.

Самопогрузчик модели 4950 на шасси ЗИЛ-431410 (репродукция из справочника)
Самопогрузчик модели 4950 на шасси ЗИЛ-431410 (репродукция из справочника)
Самопогрузчик модели 5943 на шасси ЗИЛ-133Г2 (из архива А.Буздина)
Самопогрузчик модели 5943 на шасси ЗИЛ-133Г2 (из архива А.Буздина)

А для шасси ГАЗ-53А в ГСКБ были созданы конструкции самопогрузчиков моделей 3918 (на 500-900 кг) и 3963 (на 800-1250 кг). Первый из них пошел в производство с 1985 года на Саранском заводе автосамосвалов (в первый же год сделали 120 экземпляров).

Самопогрузчик модели 3918 на шасси ГАЗ-53-12 (фото из архива Д.Дементьева)
Самопогрузчик модели 3918 на шасси ГАЗ-53-12 (фото из архива Д.Дементьева)

С 1988 года было развернуто производство краноманипуляторных установок для нужд Минстройдормаша на шасси ЗИЛ-431410, которые назывались МКС-4531. Кто их делал точно – не знаем: по всей видимости, автокрановый завод в Иваново либо в Балашихе.

МКС-4531 на шасси ЗИЛ-431410 (репродукция из справочника)
МКС-4531 на шасси ЗИЛ-431410 (репродукция из справочника)

Это конечно, далеко не полный перечень КМУ, которые встречались в СССР. Например, в Главмосавтотрансе работали тягачи КамАЗ-5410, дооборудованные финскими манипуляторами Nummi 977. А в парке Мосстроймеханизации имелись трехосные грузовики ЗИЛ-133ГЯ с манипуляторами.

ЗИЛ-133ГЯ 1987 года, работавший в Мосстроймеханизации. Кто опознает модель манипулятора – тому отдельное спасибо (фото А.Новикова)
ЗИЛ-133ГЯ 1987 года, работавший в Мосстроймеханизации. Кто опознает модель манипулятора – тому отдельное спасибо (фото А.Новикова)
КамАЗ-5410 с манипулятором Nummi 977 и полуприцепом У-47А (репродукция из справочника)
КамАЗ-5410 с манипулятором Nummi 977 и полуприцепом У-47А (репродукция из справочника)

Конечно, этот обзор – не полный. Моделей манипуляторов в СССР было больше. Например, мы почти не затронули тему манипуляторов, использовавшихся на военной технике. Но, наверное, на сегодня пора останавливаться, пост и так получился огромным. Кто дочитал до конца – спасибо за внимание! А еще 18 бонусных фото можно посмотреть ТУТ!