Подсолнухи
Титры идут поверх желтых подсолнухов. Даже в фильме о войне итальянцы найдут жизнеутверждающий якорь.
Итальянская актерская школа
В самом начале фильма героиня Софи Лорен приходит к чиновнику. Ей нужно выяснить судьбу своего мужа, переброшенного на восточный фронт.
Сцена драматическая. “Что значит пропал без вести?!”
Но оба так бешено жестикулируют, что я начинаю хохотать.
По ходу фильма постепенно привыкаешь. Что ж, если итальянцы в жизни так общаются, почему бы им в драматических эпизодах вдруг не жестикулировать.
Выразительные детали
Режиссер Витторио Де Сика — режиссер первого ряда. Дважды получал кинопремию “Оскар” за лучший иностранный фильм (не в этом случае).
Вот была, например, перед ним задача показать страсть.
Можно затискать бедную Софи и покрыть ее сотней поцелуев в секунду. Для других фильмов того времени вполне себе изображение страсти.
А Мастроянни глотает сережку :) Проглотил, поперхнулся, сходил к морю попить соленой воды. Вернулись к прерванному занятию, этих с толку не собьешь.
Тут же приходит в голову другой эпизод, где солдаты набились в избу так плотно, что стоят плечом к плечу и так спят стоя. Здесь сразу считывается изнеможение, тоска по домашнему очагу, чудовищная нелепость войны, враждебность и смертоносность окружающих снегов и морозов.
На кладбище
Кладбище в сцене, которая вызвала скандал с советскими чиновниками, выглядит декорацией.
Признаюсь, даже напомнило сцену из фильма “Хороший, плохой злой”.
Неслучайно, там режиссер тоже итальянец.
Мне кажется, не могло у нас быть крестов для каждого индивидуального солдата, включая вражеских итальянцев. Сделали бы братскую могилу.
Видимо эта деталь используется только для того, чтобы показать, что убитых столько, что от горизонта до горизонта. И еще видимо, важно было визуализировать судьбу итальянского солдата.
Чтобы итальянский зритель своими глазами увидел, что вот так возможно выглядит могила вашего отца, брата, сына, мужа: холмик, березовый крест, каска и простор в чистом поле.
Судьба итальянского солдата
Вообще этот фильм во многом делался для того, чтобы показать итальянцам как воевали их солдаты и что с ними стало.
По той же причине Софи встречает итальянца у проходной завода “Серп и Молот” с кумачовой растяжкой наверху “Достойно встретим 100-летие со дня рождения В.И. Ленина!”
Этот эпизод, как бы говорит им, что да, ваши близкие возможно живы, просто они решили остаться.
— Почему? — спрашивает героиня Софи Лорен.
Советский итальянец молчит в ответ.
Безмолвный диалог женщин
Между героинями Софи Лорен и Людмилы Савельевой происходит безмолвный диалог. Сильная сцена.
Они не проронили ни слова, но подтвердили самые страшные свои опасения. Савельева поняла, что его прошлое вернулось и может его отнять. Софи — у него другая семья и жизнь.
Полтава и Москва
Софи Лорен стремительно мечется из Москвы в Полтаву и обратно в Москву.
Герой Мастроянни с женой переезжает со всем своим скарбом на “буханке” (да!) из Полтавы в Москву, как-будто это подмосковье.
3-я улица Строителей
Переехали они, и смотрят на церковь.
К слову, это церковь в районе метро "Юго-Западная". Там же Рязанов снимал “Иронию судьбы”.
Представьте себе, они получили квартиру в доме, где жил Мягков — 3-я улица Строителей, дом 25… :) Получается, что Мастроянни и Мягков — соседи.
Куклы и манекены
Подозреваю, что какое-то значение в фильме имеют манекены на фабрике, где работает Софи. И куклы, которых так много у итальянской проститутки тоже.
Когда показывают Советский Союз в видеоряде участвуют индустриальные сооружения, заводы, трубы, рабочие…
Видимо таким образом противопоставляется социалистическая действительность и капиталистическая. Фильм все же совместный советско-итальянский. Без идеологии нельзя было обойтись.
А вы как думаете?
В заключение
Фильм достойный. Развесистой клюквы мною не обнаружено.
Режиссерская работа и игра актеров на хорошем уровне.
Этот фильм обладает значимым историческим контекстом.
Время создания фильма: 1970-й год. Даже тогда итальянцы не знали, что стало с большей частью их соотечественников, взятых в плен советской армией в 43-м.
После войны были возвращены только 10 тысяч военнопленных из 80 тысяч.
— Что значит пропал без вести?! — задает вопрос Софи Лорен, на который много лет искала ответа целая нация.
Подробнее читайте в статье:
Пожалуйста, если вам:
Понравилась статья — поставьте лайк
Хочется читать больше статей про кино 20-го века — подпишитесь
Спасибо :)