В одном из номеров журнала «Изобретатель и рационализатор», который выпускается ещё с советских времён, я видел самоделку с большими камерами от «БелАЗА», перепоясанными верёвками. Это была машина – вездеход, собранная из узлов и деталей для собственных нужд, которая могла преодолеть любую распутицу сельских дорог. Вероятно, это самоделка и стала прототипом вездехода «Шерп», создателем которого является Алексей Гарагашьян.
А кто такой А. Гарагашьян?
Как говорит сам Алексей: «Родился я в Алма-Ате, как следует из моей фамилии (смеется). Мама там работала по распределению. Когда мне было 1,5 месяца от роду, мы вернулись в Ленинград. Я на четверть армянин, на четверть русский (у меня бабушка вологодских кровей) и на половину казах. Алексей Маратович Гарагашьян». По мне, Алексей Гарагашьян – человек, у которого голова и руки, два очень важных органа, всегда работают, как единое целое, и не могут жить друг без друга. Есть много людей, у которых хорошо работает голова, есть много людей, у которых – золотые руки. Но людей, у которых голова и руки – союзники и помогают друг другу, не так уж и много.
Начав с велосипеда, а затем перейдя к мотоциклу, увлекаясь туризмом, преодолев немало троп по бездорожью, он в итоге пришел к вездеходам. Сделал собственными руками в деревенском домике вездеход, который мог преодолеть и бездорожье, и водные преграды, и горные подъёмы, который мог самостоятельно выбраться на берег, провалившись в полынью застывшей реки.
Увидев эту самоделку, нашлись люди, которые, вступив с ним в контакт, совместно в 2012 году наладили производство и в 2015 году представили на выставке в Москве, посвященной кроссоверам и внедорожникам. О новом вездеходе заговорили в отечественной и в зарубежной прессе. Сошлись во мнении, что для бездорожья этот вездеход-амфибия бесценен.
Почему этот вездеход назвали «Шерп»? Я считаю, это дань изобретателю - создателю шедевра: во-первых, он имеет корни горной страны- Армении, во- вторых, он и его жена – туристы - экстремалы, путешественники и скалолазы – покорители высот, и в-третьих, – он, как непальский ШЕРП- проводник, через бездорожье прокладывает путь к вершинам.
Так что же представляет из себя вездеход «ШЕРП»?
Снегоболотоход с герметичным гладким цельнометаллическим днищем и огромными бескамерными шинами диаметром 1600 мм и шириной 600 мм с протекторами в виде выступающих вперёд 25 миллиметровых лопаток, которые объединены единой системой накачки отработанными выхлопными газами. Характерная особенность колес – они у «Шерп» со сверхнизким давлением. Внутри колёсных дисков предусмотрены дополнительные баки (4х50 л). Длина его - 3,5 метра, ширина и высота 2,5 метра. Клиренс – 600 мм. Из-за широких колёс автомобиль сложно опрокинуть, он – крайне устойчив. Вездеход имеет полуторалитровый четырёхцилиндровый дизельный двигатель мощностью 44 л.с. Расход топлива 3 л/час. Ёмкость топливных баков с учётом баков в колёсах – 268 л. Запас хода – 800 - 900 км. Вес -1300 кг. На вездеходе стоят вентилируемые гидравлические тормоза. Кабина сделана из алюминия и металлов, устойчивых к коррозии. Попасть в машину можно спереди через откидывающийся борт и поднимающуюся раму лобового стекла. В задней части также есть дверь багажника.
Автомобиль не предназначен для прогулок по асфальтированным дорогам. В нём нет зеркал для наблюдением за дорогой, но есть камера заднего вида, которая показывает водителю всю правду на дороге. По суше он может ехать со скоростью не выше 45 км/час, да и по воде он передвигается со скоростью бегущего трусцой человека — 6 км/час, зато - в состоянии преодолевать 70-сантиметровые препятствия и ехать по абсолютно любым поверхностям: по камням, по корням деревьев, по снегу, льду. Он может двигаться под боковым уклонам до 35 градусов, опускаться в крутой обрыв. Может ехать при спущенных колёсах, как на гусеницах танка. Вездеход оборудован двумя раскладывающимися спальными местами, может перевозить до одной тонны груза, да ещё прицеп около 2400 кг. Не сложен в обслуживании.
Вездеход разработан для работы в экстремальных условиях и доставит вас туда, куда не может пройти ни одно другое транспортное средство. Он незаменим в гражданской жизни для охотников, рыбаков, геологов, бесценен для работы в Арктике. При всех положительных качествах цена базовой модели вездехода – 5 500 000 рублей.
Шерп взят на вооружение в Армию для доставки грузов и продовольствия в труднодоступные места.
Подписывайтесь на группу Механик ВКонтакте