Приветствую всех на своём канале
Если вкратце ответить на первую часть вопроса, то ответ будет состоять всего из одного слова – углеводород. Химическая формула записывается так – CH4. Иными словами, молекула метана состоит из одного атома углерода и четырёх атомов водорода. Отсюда и термин – угле + водород.
В привычных условиях метан представляет из себя газ без цвета и запаха, легко воспламеняется и хорошо горит. При концентрации в атмосфере от 4,4 до 17 процентов взрывается, наибольшая сила взрыва достигается при 9,5 процентах и это ответ на вторую часть вопроса. При концентрации свыше 17 % горит, но уже не взрывается. Содержится в массиве угля, при угледобыче и проходке по угольному пласту представляет одну из главных опасностей в шахте.
Коварство метана заключается в том, что его невозможно увидеть (бесцветен) и почуять (без запаха). При сильном выделении метана по микротрещинам из массива угля может наблюдаться слабое шипение. Но когда работает комбайн и грохочет скребковый конвейер, услышать шипение практически невозможно. Иногда метан в значительном объёме скапливается в пустотах недр и затем по мере продвижения забоя к такому «хранилищу» происходит выброс газа под большим давлением в шахтную выработку, что также несёт в себе большую опасность. Незадолго до выброса метана происходит отщёлкивание от массива небольших кусочков угля, а это явление вполне можно увидеть и предпринять меры...
Несмотря на коварство, у метана есть два положительных свойства – он не ядовит, и он легче воздуха. Иными словами, метаном нельзя отравиться и, выделяясь из угля, он поднимается вверх к кровле, заполняет купола при наличии таковых, полностью вытесняя в них воздух (купол – это образовавшиеся полости полусферической формы вследствие обрушения неустойчивых пород кровли). Бывает, что шахтёр поднимается в купол для проведения работ и, вдохнув метан, падает в обморочном состоянии из-за отсутствия кислорода. Внизу – у почвы – метан никогда не скапливается и через пару вдохов рабочий приходит в сознание без каких-либо последствий. Честно скажу, мне ни разу не доводилось попадать в метановые мешки. Но мои коллеги в них попадали и по их словам – они толком ничего не поняли: вдох, странное ощущение в груди на короткий миг... и затем уже лежишь на почве.
О том, как контролируют процентное содержание метана в шахтной атмосфере и какие меры предпринимаются для [относительно] безопасной работы, поговорим как-нибудь в следующий раз. Помимо метана у шахтёров есть ещё один не менее опасный враг, но о нём – тоже в одном из будущих выпусков.
Всем коллегам – достойной зарплаты, крепкой кровли, лёгких метров и чтобы количество ваших спусков в шахту всегда равнялось выходам на-гора.
СПАСИБО всем, кто смог осилить все буквы в статье, включая и знаки препинания. В знак уважения к нелёгкому шахтёрскому труду не забываем поставить лайк и подписаться на канал – это вдохновляет на дальнейшую творческую работу...
Всем удачи и благополучия!