В фильме Работа без авторства (2018) показана история современного немецкого артиста Герхарда Рихтера, который возродил интерес к живописи в Германии в послевоенные годы. Душа поёт, наконец-то нам решили показать жизнь не только уже классического Винсента Ван Гога, а ныне живущего деятеля, который до сих пор ищет новые формы искусства и создаёт шедевры. Немецкий режиссёр Флориан Хенкель фон Доннерсмарк создал по-настоящему чувственную картину, которая не только показывает процесс зарождения произведения искусства, но и сама по себе является шедевром.
Работа без авторства – фильм, который с удовольствием посмотрит каждый, но детали и глубокий смысл поймут не все. Дело в том, что нам показана жизнь художника Курта Барнерта, прототипом которого и является Герхард Рихтер, и эта жизнь состоит не только из житейских драм, она полна искусства и чувствования чего-то большего, чем просто быт. Привлекательность этого фильма как раз состоит в том, что зритель может приблизиться к жизни художника, попробовать почувствовать её и понять его мотивы и силу, которая им движет. В этом плюсе и кроется главное недопонимание, потому что не все готовы принять другой образ жизни.
Флориан Хенкель фон Доннерсмарк выступил также сценаристом фильма. Достоверность фактов в работе заслуживает уважения, потому что была проделана большая работа по сбору и обработке информации. Сам Герхард Рихтер внёс львиную долю деталей и даже отдал своего ассистента для дальнейшей корректировки истории. Хотя на выходе они не были довольны результатом, назвав фильм хорошим, но не оправдавшим их ожиданий, сложно понять, чего же они от него ждали, ведь история показана великолепно с точки зрения конфликтов персонажей, насыщенной любовной линии и поисков художником самовыражения. Работа без авторства – это кино, основанное на реальных событиях, а не чистое излияние концепта в видеоряде, хотя это там тоже присутствует.
Эта картина должна понравиться зрителю, который хотя бы немного интересуется искусством и не чурается современного его проявления. Она как раз показывает, в чём же всё-таки прелесть новых форм, которые находят художники, в чём смысл их работы и как понимать их творения. Абстрактное искусство порождает невероятное количество смыслов и концептов, которые порою автор даже не вкладывал изначально. Оно всегда представляет игру с чувствами, которые вызывает картина, а также информацией, с которой работает зритель, прежде чем увидит творение. Этот фильм очень хорошо проясняет этот момент.
Кадры из фильма "Работа без авторства" (2018)
Начало фильма довольно грубое по отношению к искусству, а точнее к появившемуся тогда авангарду. Фашистская Германия, галерея современного искусства, дисциплинированный и наполненный пропагандой любви к своей нации немец-экскурсовод говорит посетителям о беспощадной глупости тратить бешенные деньги на картины современных художников, которые совсем забыли, что такое настоящее искусство. Нам сразу дают понять, что люди вокруг с радостью бы кинули в печь работы Пикассо, Кандинского и Малевича, дай им только волю, но всегда есть тонко чувствующие люди. Такими умалишёнными людьми были Курт Барнерт и его старшая сестра.
Местами фильм довольно тяжёлый. Помимо мук художника нас вполне серьёзно может напугать режим, в котором живут люди. Государственный аппарат работает как машина, при этом машина, которая хочет истребить все нечистоты на своём пути. Речь не только о всем известном холокосте, нет. Эта машина убивала даже своих детей, чистокровных арийцев, если они были хотя бы на йоту непохожими на заданный государством стандарт. Страшное время, наполненное гнётом и страхом. Теперь умножьте все эти ощущения на 10 и получите муки художника, который воспринимает реальность в разы острее.
Помимо окружения и общей истерии художник чувствует, что ему надо это как-то выразить в творчестве. Плоский и убогий социалистический реализм, который предлагают главному герою, его не устраивает, и он бежит из такого мира. Только перебежав в довольно буржуазное общество без коммунистических глупостей, он тоже не может найти себя. Весь этот процесс самокопания и самоистязания выглядит довольно игривым и может показаться глупым. Мол, возьми в руки кисть и твори себе, что хочешь, но это не так просто, как кажется. Работа без авторства это хорошо показывает. Хорошего результата не будет, если нет труда. Поэтому, искусство – это не бред и не игра, это тоже труд. Только этот труд максимально интеллектуальный, для которого требуется невероятная внутренняя свобода, которой нет даже у половины людей, которые нас окружают.
Фильмы об искусстве и художниках часто выходят плоскими и очень поверхностными, так что не выходит уловить задумку ни режиссёра, ни показанного на экране художника. Эта картина совершенно другой случай. Она показывает все нюансы жизни художника того времени и конкретной личности, которая нам показана, так что надо смотреть. А с винчиком этот фильм будет ещё более эстетичным, как и вы напротив экрана с бокальчиком.
Подписывайтесь на канал, ставьте шедевральные лайки и творите отзывы в комментариях. Также читайте другие обзоры на эстетские фильмы «Экстаз», «Фаворитка», «Ван Гог. На пороге вечности», «Тони Эрдманн» и другие на этом канале.