Найти тему
KurskTV.Ru

Фальшивый «гросбух» стал предтечей скандала с землей в Курской области

Земельные скандалы, связанные с Курским районом, показывают, с какой легкостью местные чиновники готовы играть судьбами простых людей. В очередной истории, закончившейся судебными тяжбами, было все: поддельные документы, рассеянное внимание местных властей и представителей Росреестра, собственники, которые никогда и не претендовали на звание собственников недвижимости и многое-многое другое. Точку в этом деле попытался поставить суд, насколько успешно — пока говорить преждевременно.

Добросовестный — не значит неподозреваемый

Журналисты Kursktv уже рассказывали о жителях поселка Клюква, неожиданно узнавших, что приобретенная ими по закону земля должна быть в кратчайшие сроки возвращена в собственность сельсовета, а построенные нередко за счет кредитов и материнского капитала дома необходимо снести. Причем — за свой счет. Куда идти после этого людям, и где жить - не уточнялось. Кто должен возместить им ущерб - тоже. Люди, купившие землю только после того, как проверили и убедились, что она не имеет обременений, по сути, могли оказаться в любой момент на улице. Разобраться в ситуации и определить, кто прав, а кто нет должен был суд, куда и обратилась прокуратура района, обнаружившая сомнительные сделки с землей.

Итак, что же произошло в Клюкве? Несколько лет назад, если говорить точнее — в 2015 году, в региональное Управление Росреестра обратились трое граждан с просьбой зарегистрировать за ними земельные участки, расположенные на территории Клюквинского сельсовета и поставленные на учет в последние дни 2014-го. В доказательство того, что они имеют полное право на эту землю, помимо заявлений были приложены выписки из похозяйственной книги № 35 администрации Клюквинского сельсовета Курского района. Согласно документу данные участки были еще в октябре 2007 года признаны собственностью этих людей. Уже через 12 дней документы в Росреестре были получены. Проводилась ли за это время проверка предоставленных документов на подлинность? Судя по тому, что последовало дальше — нет. Обращались ли сотрудники Росреестра в администрацию сельсовета? Уведомили или нет ее руководство, что участки регистрируются? Непонятно.

Земля была оформлена и уже через неделю продана новой владелице, которая разделила их на небольшие наделы и начала перепродавать. Нынешние хозяева оказались уже третьими-четвертыми собственниками.

-2

Люди взяли кредиты, получили разрешение на строительство, оформлявшееся через администрацию сельсовета, начали возводить дома. Техприсоединение? Официальные запросы и официальное получение разрешений? Ввод в эксплуатацию? Регистрация незавершенного строительства — все делалось по закону и через официальные структуры. Все эти годы чиновников ничуть не волновало, что и как они подписывают и кому на что дают разрешение. И вдруг — проверка прокуратуры. И крайне интересные подробности.

-3

Выяснилось, что записи в похозяйственной книге о том, что трое первых владельцев земли имеют на нее право, попросту нет. Документы — подделаны. Похозяйственная книга с указанным номером 35 велась с 1995 по 2000 год, и в октябре 2007-го записи в нее никак не могли быть внесены. Более того, в администрации сельсовета уверены, что такой книги с таким номером у них в принципе никогда не существовало. Внимание, вопрос: почему никого ничто не смутило на стадии регистрации права собственности? Выяснив, что речь идет о получении свидетельств «на основании выписок из несуществующей похозяйственной книги» прокуратура потребовала, чтобы участки были изъяты уже у нынешних владельцев и возвращены в госсобственность. В ходе проверки выяснилось, что те самые выписки, с которых все началось, были снабжены автографом от имени главы Клюквинского сельсовета и на них стояла печать данного муниципального образования. Казалось бы, круг людей, которые могли потрудиться над созданием бумаг, не столь велик, но почему-то виновных установить до сих пор не удалось. Выписки до сих пор числятся изготовленными «неустановленными лицами». Где громкие разоблачения? Где новые коррупционные дела? Их нет. Прокуратура передала данные проверки в органы для предварительного расследования и далее — тишина. Нет, в следственном управлении МВД города Курска в феврале прошлого года были возбуждены уголовные дела по данному факту, но они еще в стадии работы. Быстро подобные «клубки» не распутываются.

Поскольку первая сделка может быть недействительной, все остальные прокуратура потребовала также отменить. И вот тут оказалось, что отвечать перед судом придется добросовестным покупателям, которых на протяжении долгого времени все, в том числе и представители власти, убеждали, что их земля - «чистая».

-4

Вскрылось все тогда, когда часть домов была достроена и оформлена в собственность, а часть только должна была вводиться. Муниципалитет недополучил не только деньги за отчужденную собственность, но и возможность продать наделы кому угодно. Соответственно, и прокуратура посчитала, что пострадала неопределенная группа лиц и выступила в ее защиту. С одной стороны, все закономерно, с другой, складывается ощущение, что буква и дух закона в очередной раз разминулись.

Поздно спохватились

Именно нарушенные сроки исковой давности стали поводом для того, чтобы суд принял сторону ответчика. Дело в том, что законом предусмотрен трехлетний срок для обращений по подобным делам. То есть фактически к моменту проведения прокурорской проверки поезд уже ушел и в этом смысле добросовестным покупателям можно было не волноваться. Хотя до конца разрешившейся ситуацию все равно назвать нельзя: районная прокуратура уже подала апелляцию и намерена обжаловать решение суда первой инстанции.

Повод — три года с момент обнаружения ими нарушения закона не прошло, а значит участки еще можно вернуть в собственность муниципалитета. И это действительно было бы так, если бы законность подобных сделок проверяли лишь они. Но заподозрить неладное не только могли, но и должны были и представители других структур, которым гораздо раньше стало известно о регистрации наделов. Это могла быть и администрация Клюквинского сельсовета, которая еще в 2014-м была уведомлена Росреестром, и сами сотрудники организации, занимающейся постановкой на кадастровый учет, которые вполне могли поинтересоваться: почему землю, право на которую возникло еще в 2007 году решили поставить на учет спустя едва ли не восемь лет. Но или карма у района такая, что за гектарами и сотками здесь никто не следит, или на тот момент, когда шло изначальное оформление документов, кому-то было выгодно, чтобы средства пошли не в бюджет муниципалитета, а в конкретный карман. И если последнее верно, можно не сомневаться, что подобная история может повториться еще не раз.

Удивительно, что сотрудники прокуратуры, желая скорее отчитаться об успешной работе и о пополнении казны муниципалитета, виновными решили сделать тех, кто отвечать, по сути и не был должен. В идеале следовало дождаться окончания предварительного следствия, установления лиц, которые могли быть причастны к отчуждению земли и уже с них требовать компенсации. Ведь, по сути, речь идет о том, что сельсовет мог и сам продать эту землю кому угодно под строительство домов, а затем получать налоговые отчисления в бюджет. По сути же получается, что дома и земля уже проданы, налоги платить люди готовы, но вместо этого от них ждут добровольного отказа от собственности, ликвидации строений... Где логика? То есть кто-то всерьез рассчитывает на то, что утоптанную землю с руинами от прежних построек будет легко продать за ту же цену, что и свободный пустой участок, на котором продавец волен строить что и где хочет? Вы серьезно?

Опять же выдавая разрешение на строительство, согласовывая техприсоединение администрация уже автоматически признала право нынешних собственников на имущество. И теперь переигровка в обратную сторону по принципу: мое слово хочу даю, хочу назад забираю — мягко говоря, не красит тех, кто выступает на стороне государства.

-5

Более того, складывается ощущение, что речь идет о том, чтобы урвать хоть с кого-то. А придется для этого раскошеливаться тем, кто и заварил всю кашу, или нет — уже не суть важно. Справедливо? Едва ли. Законно? Судя по судебному иску кто-то считает, что да.

Удивительно в этой истории, что администрация Курского района выступила в этой истории на стороне ответчика. Правда, с некоторыми оговорками. Ее представители возражали против сноса домов, настаивая на том, что участки и предназначались для строительства жилых сооружений, вред от зданий недоказан, как и то, что они ущемляют чьи-то права. Против остальных претензий прокуратуры в администрации района возражать не стали, оставив решение по ним на усмотрение суда.

Приглашал суд и первых владельцев земли, тех самых, от чьего имени земля была зарегистрирована, вот только финальное заседание они предпочли пропустить. При этом лишь один из них направил в суд уведомление о том, что ни он, ни его родные никогда не проживали на территории Клюквинского сельсовета и участок земли на его территории не получали. Возможно, прояснить ситуацию могли бы представители администрации сельсовета, но чиновники ограничились письменным ответом, о том, что похозяйственная книга с нужным номером у них никогда не заводилась, выписки на ее основании не выдавались. Да и о том, что были сформированы данные участки, предоставлены кому-либо, а затем проданы чиновники, якобы, до недавнего времени и не слышали. А как выдавали разрешения, проводили регистрацию, отчитывались в районную и областные администрации о введенных за год квадратных метрах жилплощади? Ну как-то выдавали и как-то отчитывались.

По сути, каждым своим шагом и решением администрация сельсовета на протяжении нескольких лет вводила людей в заблуждение, заставляя поверить, что сделка по покупке ими недвижимости — законна и признаваема. Суд заметил, что, если у государственного органа, регистрирующего землю есть возможность отследить все операции и проверить правомочна ли продажа надела, то покупатель такими возможностями не обладает. Самое большее, простой гражданин может убедиться, что продавец действительно владеет землей и та не в обременении, а как она была получена, от кого, после скольких перерегистраций — все это для него уже тайна. С учетом всего этого прокуратуре в требованиях о признании недействительными факта передачи муниципальной земли и последующих сделок с ней, было отказано. Соответственно и сносить дома людям не придется.

-6

Казалось бы — можно радоваться и заканчивать ремонт, регистрировать недвижимость. Можно. Но прокуратура решила идти до конца и уже подала апелляцию. Остается надеяться, что и суд следующей инстанции окажется на стороне простых людей, которых и муниципалитет, и кадастровый орган, и прежний владелец уверяли в законности сделки. И хорошо бы, если вся энергия поборников закона была направлена в более мирное русло. Например, на поиск тех, кто подделал документы да так, что они не вызвали подозрений. Полагаем, круг таких сотрудников, знающих все тонкости работы с подобными бумагами, умеющих подделывать или ставить подписи и печати нужного образца, в обеих администрациях — и сельской и районной — не столь велико. А значит и найти того, кто вернет деньги в бюджет района несложно. Было бы желание!

Читайте и смотрите по теме: 

Обладминистрация выступит в суде на стороне жителей Клюквы

Власти Курского района никак не поладят с земельным законодательством

Клюквинцы, чьи дома были объявлены вне закона, пришли в суд

Курск. В деле о продаже клюквинских земель вероятный виновник выступает «третьим лицом»