Вы любите музеи? А картины рассматривать? А Джоконду? Даже, если "нет", "не люблю", "а причем здесь она?", в интернете у вас есть вагон и маленькая тележка возможностей увидеть обожаемую Лизу. Ее лицо украшает тысячи уродливых и не очень мемов, она "стебется" с вас на гифках, греет грудью эмаль чашек, ну и самое главное - обнимает ваши ноги, когда вы надеваете носки с ее изображением. Мы давно все дружно ассимилировали в неких существ, для которых соединение несоединяемого - обыденность и даже "бытовуха". Некоторые умудряются утверждать, что так "высокие материи могут дойти даже до простых смертных". Я не знаю до кого эти материи уже умудрились снизойти, но то, что вся наша жизнь превратилась в бесконечный троллинг и "ха-ха" - факт. Сразу хочу заметить, что "ха-ха" эффективно и хорошо, когда оно уместно, когда смешно всем, а не только примитивно настроенным товарищам, и да, когда "ха-ха" отличается хоть мимолетным привкусом интеллектуальности. Но это не про нашу реальность. Даже всматриваться не нужно, чтобы увидеть низкопробный юмор, рассчитанный на вечно нервного, спешащего и уставшего представителя ХХІ века, у которого просто нет в закромах сил для анализа НЕ котиков, НЕ мемчиков, НЕ картинок-комиксов. Я сейчас выгляжу, как ботанка-зануда, пальчиком поправляющая очечки и выступающая за массовое окультуривание. Не буду отрицать. У меня есть цель на эту статью. Но это не жесткое насилование своими взглядами. Я просто нарисую картинку, а вы уже смотрите, анализируйте, материтесь или принимайте в умеренных дозах, как бальзам на душу. Поехали.
Все, наверное, еще со школьных времен помнят такое понятие, как "бурлеск", на худой конец, хоть фильм с красоткой Агилерой видели. Кинокартина нам ничем не поможет, а вот школьный учебник за класс так восьмой-девятый вполне. Именно там приводится обозначение данного термина. Но я с вашего позволения просто погуглю и процитирую с "Википедии": "Бурле́ск - вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо классицистической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние". Сразу еще добавлю, что есть такой литературный прием, как травестия. Благодаря ему можно в пародийной форме рассказать о "высоком предмете низким стилем". У кого извилины в голове хорошо работают, тот уже догадался, что о бурлеске я не просто так вспомнила.
По факту, мы имеем некую репликацию времен Возрождения, но смачно приправленную цифровыми технологиями. Мы снова смеемся над тем, что создано из смешения высокого и низкого. Когда вы последний раз репостили или хотя бы просто видели картинку с Конфуцием, Лао-Дзы или другим философом, которые говорит какую-то белиберду в стиле "Нельзя просто так взять и..."? А сэлфи Джоконды? Это все тут и там, оно повсюду, даже "ха-ха" уже не вызывает, так как ум привык к подобного рода визуальному контенту. Но. Вы никогда не спрашивали у себя: "А зачем это все создается?".
Вот, к примеру, авторы бурлескных произведений XV-XVI века не только "переодевали" в шутов героев античной эпохи, но также с помощью травестийных приемов доносили до низших слоев общества определенные литературные произведения. Иными словами, адаптировали их. Сейчас отойду немного в сторону. Утверждение о том, что у всех людей разный уровень восприятия мира - не выдумка. Кто-то зачитывается "Заратустра" и психологией Юнга, а кто-то смысл жизни и в бульварном романе откопает. И это не о том, что кто-то умный, а кто-то тупой. Просто. Разное. Восприятие. В конце концов, эволюцию никто не отменял, мы можем быть всем и ничем в плане умственных способностей, тут все зависит только от нас самих. Цель и смысл моего отступления, думаю, понятны. Возвращаемся к комедиографам. Бурлеск был некой одеждой, в которую пытались "впихнуть" определенную философию, нарушив при этом форму, но сохранив содержание. Когда на сцену выходили герои, похожие на зрителей, то бишь простые и комичные, а не в одеяниях элиты и с веерами, было больше шансов окультурить данный слой общества. Да, были и минусы во всем этом процессе, вроде беспощадного перевоплощения известных литературных произведений, когда смысл последнего полностью вырождался на шутовских нарядов и бесконечного смеха. А теперь смотрим на наше общество. Снова задаем себе вопрос: какая цель у данного троллингового восприятия? Хочется сказать: "Никакой, просто поржать". Но, увы, дамы и господа, увы.
В интернете есть хорошая статья в которой очень скрупулезно объясняется явление троллинга. И там далеко не шуточные вещи, я вам скажу. Если в двух словах, то троллинг является ни чем иным, как инструментом информационной войны и контроля сознания. "В качестве развлечения троллинг связывают с моментом его появления в Интернет пространстве как феномен социальных отношений, построенных на основе информационной провокации. Затем он, постепенно, трансформировался в Интернет хулиганство, "постинг" заведомо провокационных сообщений с целью вызова волны флуда (сообщения в Интернет-форумах и чатах, занимающие большие объемы, без смысла. Распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, из желания кому-нибудь досадить), флейма (флейм (от англ. flame – “огонь”, “пламя” – “спор ради спора”). Неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитие которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться ), получения негативной реакции пользователей”. Наибольшее свое проявление он достиг с появлением социальных информационных сетей". Также троллинг может быть разных форм и типов. Так что, поверьте, на каждого найдется свой мемчик, гифка или анимешечка. Не спешите пока соревноваться в метании яиц в мои сторону. Это информация только для размышлений. Сейчас мы можем для себя сделать лишь один вывод - за современным цифровым бурлеском скрывается нечто большее, и это большее преследует далеко не благородные цели.
Ладно, давайте теперь дружно выдохнем, не будем пока лепить лишних слонов из мух, и переключимся на Леонардо да Винчи. Еще вначале своего повествования я вспоминала о носках с Джокондой. Я не из потолка взяла этот пример. Буквально пару месяцев назад мне пощасливилось увидеть в рекламу носков с ее изображением. Сейчас вокруг так массово популяризируются разные ивенты о духовных истинах, искусстве. Шах и мат. Все это потуги заканчивается на чьей-то волосатой или не очень ноге, на которую натянули носок с изображением обожаемой Моны Лизы. Мир многообразен, тут тебе просвещаемся, а тут тебе потихонечку деградируем. А может все так и должно быть? Как говорится, все уже проплачено раньше, теперь только "наслаждаться" остается. Носки с Моной Лизой уже есть. Их покупают. Носят. Стирают. Выбрасывают. Снова покупают и снова выбрасывают. Покупают Лизу. Носят Лизу. Стирают Лизу. Выбрасывают Лизу, когда она износилась и показала дырку вместо глаза на безымянном пальце ноги. И все это снова может быть похоже на субъективное возмущение и сгущение красок.
Но вот Рэй Брэдбери не даст соврать, часть из того, что происходит сейчас он предсказал еще в 1953 году в произведении "451 градус по Фаренгейту". Вы только вдумайтесь в смысл его слов: "Мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности.Человек в наше время - как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, снова сморкаются комкают, выбрасывают". Это касается всего, что мы продуцируем. Мы просто не замечаем этого. Век стремительной скорости, и, как говорил сумасшедший Фрэнки: "Время выкидышей", в смысле создания чего-то нового. У нас просто нет времени на что-то качественное, причем не только на его создание, но и на его переваривание. Отсюда все эти носки с Джокондой, репостинг цитат великих и т. п. Быстрее, быстрее, быстрее. Но там, где скорость запредельная - качество превращается в нечто мифическое. Вот вам и "духовная импотенция", мы вроде и тужимся, вроде и будоражимся внутри от чего-то светлого, высокого, чистого, но продолжение редко наступает или заканчивается еле начавшись. Умные книги становится архисложно читать. Успокаиваем себе лишь тем, что "если захочу, - прочту, просто сейчас нет сил, времени, возможности...". Но мы, в какой-то степени, уже наркоманы такого примитивного и, как бы, легкого восприятия всего вокруг. Зависимые тоже верят, что в любой момент могут бросить. И мы...верим.
Кстати, говорят, что еще при жизни да Винчи создал много чертежей летающих объектов. Что-то на подобие вимана, которые были в древности. И для них не нужен был бензин и прочие "дыр-дыр" вещества. Господин Леонардо, осмелюсь утверждать, верил, что человечество осилит его гениальность, и не упорством, а силой своих знаний и духовности. Но не тут то было... Мы не летаем с помощью вимана. Часто не изучаем ничего, что тяжелее "философии" ленты новостей.
В общем, нагородила, нагородила, всего по чуть-чуть, что называется. Но. Я "обещала вам просто нарисовать картинку"? Вот я ее и нарисовала. А дальше дело за вами: хотите выбрасывайте это творчество, хотите развивайте мысленно нить смыслов дальше и делайте уже свои выводы. А можете просто подписаться на мой канал, тоже для начала неплохо.