После погребения Господа Иисуса, как говорит Предание, Богородица провела всю субботу и ночь после субботнего дня близ гроба в доме Иосифа Аримафейского, и здесь Иисус Христос, по Воскресении Своем, явился Ей прежде всех. После Своего Воскресения Господь не прибывал постоянно с учениками, но являлся им в разное время и в разных местах в воскресшем и прославленном теле на протяжении сорока дней и беседовал с ними о тех вещах, которые они раньше либо не готовы были слышать вовсе, либо понимали не совсем верно. Во время этих бесед Спаситель словно переплавлял души апостолов, превращая простых рыбаков, ремесленников в проповедников. Почему срок пребывания Спасителя на земле после Воскресения определяется сорока днями? Какой смысл в этом сроке? Если внимательно изучить Священную историю, то можно заметить, что окончание всех великих подвигов приходилось на сороковой день. Сорок дней изливалась вода из туч во время потопа. Сорок дней составлял срок ветхозаветного поста перед Пасхой. Сорок дней продолжается Рождественский и Великий пост. На сороковой день душа скончавшегося видит Лице Божие, что и является основой для совершения сорокоуста. Господь постился в пустыне сорок дней и ночей. Все эти сроки, определенные числом сорок, говорят о посте, о покаянии, об очищении. Какое же это может иметь отношение к Христу, который не нуждается ни в очищении, ни в покаянии? Наверное, как пост является преддверием наступающего праздника, так и для Спасителя, завершив Свое служение на земле, эти сорок дней предшествовали возвращению к Отцу, с Которым Он не разлучался. Воскреснув и словно заново родившись, Господь смог воссесть одесную Своего Отца только через сорок дней, как по закону Моисееву, в 40-й день родители должны были приносить своих младенцев в храм. Это было делом предельного человеколюбия Христа, заботой о людях и об учениках. И этот сорокадневный срок – срок воздержания, поста, предварение праздника, – стал временем Пасхи, которая празднуется от Воскресения до Вознесения. В Вознесении Христовом есть как бы некоторая утрата. Спаситель оставляет Матерь Свою и учеников. Но в Вознесении Спасителя было обетование ниспослания ученикам и всей Церкви Утешителя Духа Святого, который и совершит окончательный благодатный переворот в их сознании. Пока же они получают некую «теоретическую подготовку» перед тем, как рассеются по миру, возвещая Евангелие.
И вот, сказав самое главное, Господь вместе с учениками идет на гору Елеон, находящуюся близ Иерусалима, и там происходит невиданное доселе — Он поднимает руки в благословляющем жесте, постепенно отрывается от земли, устремляется вверх и исчезает в лучезарном облаке. Апостолы пришли в восторг и трепет. Тогда же явились им ангелы и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1: 11). Пресвятая Богородица присутствовала на горе Елеонской при Вознесении Сына и Бога Своего, радуясь совершению дела спасения людей. Присутствие при Вознесении Господа Божией Матери, о котором прямо не говорится в Священном Писании, утверждается Преданием, передаваемым богослужебными текстами, как, например, Богородичным 9-й песни Канона Вознесению Господню: « Радуйся, Богородице Мати Христа Бога: Егоже родила еси, днесь от земли возносима со апостолы зрящи, возвеличала еси». В воспоминание Вознесения Господня Церковью установлен праздник, который она ежегодно совершает в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг.
Вознесение Господне часто является основным сюжетом росписи купола. Икона Вознесения Господня находится в праздничном ряду иконостаса. Древнейшие изображения Вознесения относятся к V веку. У икон, изображающих Вознесение Господне, есть четкая иконография, которой придерживаются все иконописцы. Композиция иконы делится на две смысловые части.
В верхней части иконы Вознесения в круглой мандорле ( лат. mandorla – миндалина) (нимб, облако Славы), поддерживаемой ангелами (число их бывает различным), видим восседающего на невидимом троне Спасителя. Конечно, присутствие ангелов, поддерживающих мандорлу, вызывается не необходимостью, ибо Спаситель вознесся Своей Божественной Силой и не нуждался в их помощи; они, так же как и ореол, служат лишь выражением Его Славы и Величия. Он изображен в царственном образе Господа Вседержителя, что подчеркивается цветовой гаммой Его одежды. Она - золотисто-желтая, что не соответствует установленному канону изображения Иисуса. Согласно канону хитон (риза - нижняя одежда в виде рубахи) должен быть красным, символизируя жертвенность, а гиматий (плащ – верхняя одежда, поверх хитона) – синим, символ Небесной чистоты. Золото – это Цвет цветов, цвет святости и Божественности. Именно поэтому в него окрашиваются не только нимбы, но и церковные купола. Сам возносящийся Спаситель, покидая плотию земной мир, по божеству Своему не покидает его. «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Эти слова Спасителя относятся как ко всей истории Церкви в целом, так и к каждому отдельному моменту ее существования и жизни каждого из ее членов, до Второго Пришествия. Икона передает эту связь Его с Церковью, всегда изображая Его благословляющим правой рукой (очень редко Он благословляет обеими руками) и обычно держащим в левой Евангелие или свиток – символ учительства, проповеди. Этим икона показывает, что пребывающий на небесах Господь оставляет за Собой не только источник благословения, но и источник ведения, сообщаемого Церкви Духом Святым.
На некоторых иконах есть интересная деталь — на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги. В нижней части иконы изображены те, кто провожает Господа: Богородица с двумя ангелами в блистающих белых одеждах по сторонам и ученики. Два ангела указывают своими перстами на чудо, величие и торжественность происходящего, они сообщают, что их Учитель вернется, что они должны радоваться, а не скорбеть. Главное в событии Вознесения – это радость. Богоматерь на иконах Вознесения занимает совершенно особое положение. Помещенная под возносящимся Спасителем, Она является как бы осью всей композиции. Она похожа на монументальный неподвижный столп, устремленный в Небо. Ее строгая неподвижность как бы выражает неизменность откровенной истины, хранительницей которой является Церковь; Ее сдержанность особенно заметна на фоне оживленных и жестикулирующих по обеим от Нее сторонам апостолов. Жест Ее всегда отвечает Ее значению. На одних иконах - это жест Оранты – воздетые руки, выражающий молитвенную связь с Богом, заступничество за мир;
на других же иконах это жест исповедания, выражающий роль Церкви по отношению к миру. В таких случаях Она держит руки перед грудью открытыми ладонями вперед. Жесты и ангелов, и апостолов, направление их взглядов и поз – все обращено кверху, к Источнику жизни Церкви, ее Главе, пребывающему на небесах. Богородица окружена двумя группами апостолов. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Вся группа с Богоматерью в центре представляет собой достояние Спасителя, оставляемую Им телесно на земле Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу получит всю полноту своего бытия.
На большинстве икон апостолы не имеют нимбов. Нимб есть только у Господа, Богородицы и ангелов. Это свидетельство того, что апостолы еще не получили Благодать Святого Духа, т.к. на них еще не снизошел Дух Святой, что произойдет через десять дней. Апостолы Петр и Павел указывают на две стороны церковного бытия — закон и благодать. С одной стороны, наше падшее человеческое естество нуждается в обуздании, в постоянном контроле и исправлении, для чего и даны нам Богом заповеди и установления. Петр был выразителем «законнической» стороны церковного бытия. Однако, с другой стороны, человек призван к свободе и любви, а исцеленная во Христе человеческая природа не знает никаких условностей, поскольку устремлена к Богу искренне, всецело и неизменно. Павел же проповедовал свободу во Христе. Но вместе они представляют единую неделимую Церковь.
Образ Вознесения — это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел, который исторически не мог быть здесь с прочими апостолами. Обе части иконы, верхняя и нижняя, небесная и земная, неотъемлемы одна от другой, и одна без другой теряет свой смысл.
Передавая самый факт Вознесения Спасителя и учение о Церкви, икона Вознесения в то же время является и иконой пророческой, иконой предсказания Второго и Славного Пришествия Иисуса Христа. Церковь учит, что Вознесение — это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Сын — воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Он как Человек, в своей человеческой телесности, возносится на Небо. Его подвиг искупления окончен – человек возвращен на Небо! Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его Второго Пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».