«Яков Юхтман определённо заслуживал, чтобы стать гроссмейстером. Его природный дар и оригинальный стиль игры могли бы принести ему много побед в турнирах высокого уровня. Я бы сравнил его шахматный дар с более успешной, но также более трагичной фигурой Леонида Штейна».
Лев АЛЬБУРТ, гроссмейстер, трёхкратный чемпион США.
Он был одержим играми, в том числе шахматами. Мог самозабвенно отдаться им и сутками напролёт играть марафонские «пятиминутки». За шахматной доской Яков Юхтман чувствовал себя, чуть ли не богом. Потому ему удавалось создавать настоящие шахматные шедевры...
Вместо предисловия
Яков Юхтман ворвался в ряды шахматной элиты Советского Союза, сразу громко заявив о себе красивой победой над чемпионом великой шахматной страны Михаилом Талем...
В какую он играл силу можно понять из высказывания об этом необычном шахматном самородке Тиграна Петросяна, девятого чемпиона мира: «Перед ним должен трепетать каждый соперник».
Да, Якову Юхтману судьбой было предназначено стать великим шахматистом. Но он распорядился с ней по-своему. Перебравшись в Москву, он, вместо того, чтобы штурмовать шахматный олимп, продолжил свою привычную богемную жизнь с её шумными застольями, часто заканчивающимися скандалами, играми в карты и шахматы «на интерес». В общем, превратился теперь уже в «московского озорного гуляку».
Его судьба трагична. Вместе с тем, он успел оставить нам свои яркие поэтические партии. Сегодня мы рассмотрим один из последних шедевров, созданных им на 64-клеточной доске.
Шекспировская драма на шахматной доске
Эту партию гроссмейстер Л. Шамкович в своей статье «Судьба шахматного художника» в журнале «Новое русское слово», назвал лебединой песней Якова Юхтмана. А одно немецкое издание «шекспировской драмой на шахматной доске».
Она была сыграна в 1975 году с надеждой немецких шахмат тех лет, известным международным гроссмейстером и претендентом на мировое первенство Робертом Хюбнером. Партия достаточно длинная, но я уверен, что скучать вам не придётся – она будет держать вас в напряжение до заключительного 47 хода.
Итак, партия Роберт ХЮБНЕР – Яков ЮХТМАН, 1975 г.
1. c2-c4 g7-g6
2. Kb1-c3 Cf8-g7
3. d2-d4 c7-c5
4. d4-d5 d7-d6
Немецкий гроссмейстер разыгрывает дебют без особых претензий на инициативу, позволяя сопернику спокойно создавать староиндийское построение.
5. g2-g3 Kg8-f6
6. Cf1-g2 0-0
7. Cc1-f4 Фd8-b6
Заставляя противника ещё больше ослабить чернопольную диагональ.
8. b2-b3 e7-е5!
9. d5:e6 Cc8:e6
10. Лa1-c1
Белые не рискуют брать пешку на d6, опасаясь контригры противника по чёрным полям на ослабленном ферзевом фланге. К тому же они отстают в развитии королевского фланга и король в центре.
10…Kb8-c6
11. Kg1-f3 Лa8-d8
12. 0-0 d6-d5!
Чёрные свою слабую пешку превращают в таран, пользуясь тем, что их ладья «рентгеном» просвечивает ферзя противника.
13. Kc3-a4 Фb6-b4
14. a2-a3
Белые заманивают ферзя в ловушку, в которую чёрные с удовольствием попадаются.
14…Фb4:a3!
15. Лc1-a1 Фa3-b4
16. Cf4-d2 d5:c4!
Яков Юхтман жертвует качество! За это в качестве компенсации он получает весьма опасные проходные пешки на ферзевом фланге.
17. Cd2:b4 Лd8:d1
18. Лa1:d1 c5:b4
19. Kf3-g5 Ce6-f5
Чёрные довольно интересными манёврами провоцируют соперника заградить диагональ собственному белопольному слону пешками.
20. e2-e4 Cf5-g4
«Пляска» чёрного слона продолжается.
21. f2-f3
Юхтман временно отключает белого слона из игры.
21...Cg4-c8
22. d3:c4
Теперь условия дальнейшей игры диктуют чёрные.
22…h7-h6
23. Kg5-h3 Cc8-e6
24. Лd1-c1 Kf6-d7
25. Kh3-f4 Kd7-c5!
Яков разменивает важного защитника ферзевого фланга, который мешает продвижению проходных пешек.
26. Ka4:c5 Cg7-d4+
27. Kрg1-h1 Cd4:c5
28. Kf4-d5 a7-a5
А вот и пешки оживают. Пока белые способны затормозить дальнейшее продвижение проходной, но это ненадолго. А попытка перехватить инициативу на противоположном фланге заканчивается провалом.
29. Лc1-a1 b7-b6
30. f2-f4 Kc6-d4
31. Cg2-f3 Лf8-d8
32. g3-g4 f7-f5!
Юхтман наносит сильнейший контрудар и останавливает наступление белых на данном участке шахматного сражения.
33. e4:f5 g6:f5
34. g4:f5 Ce6:f5
35. Лa1-e1 Kрg8-f8
36. Cf3-e4
Лишив белых контригры на королевском фланге, чёрные переключаются на главное направление своей игры.
36…a5-a4
Чёрные проходные пешки, представляющие собой грозную фалангу, начинают оживать.
37. Ce4:f5 Kd4:f5
38. Лe1-a1 a2-a3
39. Лa1-b1
Похоже, немецкий шахматист планирует заблокировать пешки чёрных. Но этот план разрушается второй жертвой качества.
39...Лd8:d5!!
Великолепный удар! Яков Юхтман жертвует уже вторую за лёгкую фигуру – такое в практических партиях встречается крайне редко. После этого белые ладьи бессильны против проходных пешек.
40. c4:d5 Kf5-e3
41. Лf1-e1 Ke3-c2
42. Лe1-e6 a3-a2
43. Лb1-d1 Kc2-e3
Конь чёрных не даёт покоя белым ладьям.
44. Лd1-e1 b4-b3
45. d5-d6 Cc5:d6!
Жертва, лишающая белых последних иллюзий!
46. Лe6:d6 b3-b2
47. Лd6-d8+ Kрf8-e7!
Настоящая шахматная поэма с восхитительным финалом!
Мы с вами продолжим знакомство с творчеством талантливого шахматиста Якова Юхтмана в одном из выпусков тематической серии «Универсальный дебют для блица и рапида. И не только…». Так что не пропустите. Там мы увидим искромётную матовую атаку на короля.
Gab DINUR.
P.S. НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ:
– ставить лайки;
– комментировать партии;
– подписываться на канал «64 ФАНАТА ШАХМАТ»;
– и делиться ссылкой на него со всеми знакомыми шахматистами.
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАНАЛА «КРАСИВЫХ ПАРТИЙ»!
Практикум
Связка во всех проявлениях
Проверь себя
Позиция из партии НЕЖМЕТДИНОВ – СЕРГИЕВСКИЙ, 1966 г. Татарский шахматист находит эффектную комбинацию.
18. е4-е5! d6:e5
19. Фd4-c5+ Крe7-e8
20. Лf2:f6!
Чёрные сдались.
На 20…g7:f6 21. Kc3-e4!