Найти тему

Смартфоны для учебы или... (еще один эпизод)

Оглавление

Автор данной статьи не против инноваций как таковых. Я лишь продолжаю разговор, начатый здесь.

Эпизод четвертый, весьма примечательный

Интересную статью я нашла в интернете. Отличное продолжение начатого мной разговора про смартфоны в школе (см. ссылку в конце публикации).

Авторы статьи работают в Центре исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ. Катерина Поливанова, директор Центра и Диана Королева, младший научный сотрудник Центра

Авторы заявляют, что “Учителям стоит терпимее относиться к тому, что дети на уроках заглядывают в телефоны и планшеты”.

И я, опять же, не против прислушаться к аргументам людей науки. Но давайте посмотрим, что это за аргументы.

“Во-первых, смартфоны и планшеты уже не вычеркнешь из жизни современного подростка. Дети одновременно живут в двух мирах: реальном и виртуальном, даже на уроке. Преподаватели запрещают, а дети все равно заходят в карманные компьютеры. “

Ну, если вдуматься, из нашей жизни много чего уже не вычеркнешь. Это не повод все всегда и везде применять. Наши бабушки не тащили с собой на урок любимых собачек только потому, что они прочно вошли в нашу жизнь (про нынешнее время даже предположить боюсь: вдруг уже можно?).

А нашим дедушкам не позволялось читать художественную литературу под партой во время урока. И это несмотря на то, что и книги известных авторов в тогдашнюю жизнь тоже прочно вошли, и преподаватели запрещали, а дети все равно делали. Но никому тогда и в голову не приходило сказать: “Раз все равно делают, так и не запрещайте, пусть читают Дюма вместо уроков истории”.

Так что слабый какой-то вышел аргумент у уважаемых авторов.

Следующий довод в пользу смартфонов - это накопленный опыт их применения в обучении. При этом авторы приводят несколько примеров, как и где это можно применять. Не буду вдаваться в подробности, интересные только учителям и методистам. Но большая часть перечисленных возможностей - это домашние задания и дистанционное обучение. То есть все то, что происходит не в учебном классе.

В общем, аргумент может быть засчитан лишь частично.

Идем дальше.

“На фоне новеньких смартфонов и планшетов школьные компьютеры и ноутбуки (нередко устаревшие) сильно проигрывают. Они не дают тех возможностей общения и поиска информации, которые есть у персональных устройств.”

Тут хочется спросить: каких именно возможностей поиска информации не дает компьютер, пусть даже купленный лет 5-8 назад? И как следует поступать на уроках с теми, у кого планшеты не новенькие?

Но это все еще цветочки. А вот вам и ягодки. Авторы говорят, что был проведен опрос среди школьников и вот результат:

“70% респондентов сказали, что они во время урока используют этот девайс для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же — 70% — с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент.”

То есть вы хотите сказать, что они делают это все одновременно? Развлекаются и ищут что-то для урока? То есть учителям наших дедов все же надо было разрешить Дюма под партой?

Параллельная реальность

Да, авторы это подтверждают, и более того, их это вполне устраивает! Они даже назвали следующий раздел своей статьи: “Параллельная реальность”. Тут имеется в виду, что детям свойственно на уроке “распараллеливать” два процесса. Заголовок весьма говорящий.

Поскольку далее я читаю следующее:

"Вот характерный пример. «Обычно, когда я завтракаю, то... беру телефон и, может быть, играю в игру и кушаю одновременно», — рассказала школьница."

И вот это авторы приводят нам как НОРМАЛЬНЫЙ пример, который можно взять за образец?

-2

Срочно пригласить доктора в ВШЭ! Пусть разъяснит им там всем, почему не нужно умиляться, когда ребенок за едой занят чем-то еще. И почему это надо пресекать категорически.

Девайсы не снижают успеваемость?

И конце концов авторы приходят к выводу, что гаджеты не снижают успеваемость. Дескать, ученые проверили, и не выявили снижения результатов.

Вам интересно, уважаемые читатели, как проводили эти исследования? Мне тоже было бы интересно узнать поподробнее. В тексте про это говорится мало. Сказано лишь, что согласно исследованиям, гаджеты одинаково используют и отличники и неуспевающие. И только победители олимпиад их не используют, потому что на уроках стараются вникать в предмет.

Вы что-нибудь поняли?

То есть иными словами, среди пользующихся гаджетами есть те кто учится получше, и те, кто учится похуже. А что - могло быть иначе? Да, у детей разные способности, это факт, от гаджетов не зависящий. Кто-нибудь проводил исследования, как могли бы учиться те же самые троечники и отличники без гаджетов на уроке?

И что это вообще за ученые такие? Где их имена? Ссылки на публикации? Я хочу видеть эти исследования, хочу смотреть им в глаза, хочу понять, на каком основании сделаны такие выводы.

В статье, к примеру, сказано, что отличники переключаются на смартфоны, когда им скучно. А когда именно им скучно? Уж не тогда ли, когда Марья Ивановна в очередной раз повторяет все для троечников, которые пол-урока просидели в смартфоне?

Вы верите, что они сейчас ищут материал по теме урока?
Вы верите, что они сейчас ищут материал по теме урока?

И не тогда ли, когда победители олимпиад вникают в предмет? А все эти отличники, которые и отличниками-то стали просто на фоне всех этих троечников, считают, что и так сойдет, одна задачка решена, отстаньте?

Отказ от гаджетов тормозит прогресс?

Без гаджетов, как считают авторы, инновации в образовании пробуксовывают. Ай-ай-ай - вот беда-то какая! То есть у нас все-таки не инновации для образования, у нас образование для инноваций. И целью у нас все же не знания давать, а инновации внедрять - любой ценой, где надо и не надо?

Кто-то мне возразит: но ведь дети все же ищут образовательный контент в интернете. Простите, но мы во время уроков тоже что-то искали. В учебнике. В шпаргалках. В подсказках. Как правило, это было то, что мы не удосужились выучить. Поверьте моему опыту: такого поиска гораздо больше, чем продуктивного.

Да и кто сказал, что найти=знать? Вспомните самый первый эпизод из этой истории.

Скажете, я ретроград? В некоторых случаях - да. Инновации ради инноваций не признаю. Только ради результата.

А всем, кто думает иначе, искренне желаю в каком-нибудь страшном сне увидеть себя на операционном столе у врача, который ищет в интернете контент про аппендиксы и параллельно общается в чате.

или в салоне самолета, где пилот пролистывает Инстаграмм, одновременно добывая информацию о том, как совершать посадку при боковом ветре.

У этого водителя с "распараллеливанием процессов" все в порядке. Он явно хорошо учился в школе и не собирается тормозить прогресс. Лишь бы успел просто затормозить вовремя!
У этого водителя с "распараллеливанием процессов" все в порядке. Он явно хорошо учился в школе и не собирается тормозить прогресс. Лишь бы успел просто затормозить вовремя!

Вот наяву с этим столкнуться я никому не пожелаю, но во сне увидеть многим умникам не помешало бы! Ведь лет через надцать эти дети и будут нас лечить, возить, обеспечивать нашу безопасность.

Если вам захотелось прочитать полный текст статьи, то ее можно найти здесь

Но разговор, я думаю, еще не окончен, и новые эпизоды еще появятся