Указом Министерства культуры премьера нового фильма Павла Лунгина «Братство» была перенесена с 9-го на 10-е мая. Чем же опасен для праздника Победы этот мужской и честный фильм об Афганской войне?
В России кино о войне снимается в промышленных масштабах. Премьеры для больших экранов аккуратно поспевают к каждому празднику: Новому году, 9 мая, Дню народного единства; сериалы про доблестных разведчиков, танкистов и связистов крутятся по телеканалу «Звезда» круглосуточно. Но из всей тысячи картин только две сделаны без пафоса, трагизма и любовной линии: «28 панфиловцев» и «Братство».
Сюжет «Братства» нешаблонен. 1989 год. Афганистан. В плен к моджахедам попадают советский пилот, сын майора, и вороватый прапорщик. Прибывший в часть полковник КГБ предлагает договориться с афганцами о безопасном выводе войск и выкупе пленных. Моджахеды принимают условия, но требуют живой залог.
Фильм Лунгина дышит молодостью. Неровная съемка, рваный монтаж, залитые светом сцены. Кажется, что постановщик только что окончил режиссерский факультет, и поэтому для своего первого проекта ищет нестандартные визуальные решения. Но, как показывает история, опытнейшие профессионалы: Михаил Калатозов, Михаил Ромм, Павел Лунгин – способны на новаторское волшебство.
«Братство» наполнено действием. Нелинейный сюжет позволяет автору отвлекаться от основной повествовательной ветки и демонстрировать красочные перестрелки, громкие штурмы укреплений, авиационные налеты. Кажется, режиссер показывает настоящую безыскусственную войну, но ведет речь совсем о другом, о дружбе, о духовном родстве, о бессмысленности кровопролития.
Актеры во главе с Кириллом Пироговым не просто играют, а живут на экране. Театральные мэтры небезосновательно называют кинематограф – темным местом, где эксплуатируются таланты. Но сдержанные неоднозначные образы «Братства» требуют от исполнителей мастерства.
Фильм будет интересен обеим сторонам, и той, что считает Афганскую войну катастрофой, и той, что кричит: «Мы не проиграли, мы просто ушли!». Павел Лунгин воссоздал объективную картину событий, напоминание о которых так часто оказывается неудобным, неприятным, болезненным.