Найти тему
Кино-Панк

«Братство»: неудобный фильм об Афганской войне

Кадр из фильма «Братство»
Кадр из фильма «Братство»

Указом Министерства культуры премьера нового фильма Павла Лунгина «Братство» была перенесена с 9-го на 10-е мая. Чем же опасен для праздника Победы этот мужской и честный фильм об Афганской войне?

В России кино о войне снимается в промышленных масштабах. Премьеры для больших экранов аккуратно поспевают к каждому празднику: Новому году, 9 мая, Дню народного единства; сериалы про доблестных разведчиков, танкистов и связистов крутятся по телеканалу «Звезда» круглосуточно. Но из всей тысячи картин только две сделаны без пафоса, трагизма и любовной линии: «28 панфиловцев» и «Братство».

Кадр из фильма «Братство»
Кадр из фильма «Братство»

Сюжет «Братства» нешаблонен. 1989 год. Афганистан. В плен к моджахедам попадают советский пилот, сын майора, и вороватый прапорщик. Прибывший в часть полковник КГБ предлагает договориться с афганцами о безопасном выводе войск и выкупе пленных. Моджахеды принимают условия, но требуют живой залог.

Кадр из фильма «Братство»
Кадр из фильма «Братство»

Фильм Лунгина дышит молодостью. Неровная съемка, рваный монтаж, залитые светом сцены. Кажется, что постановщик только что окончил режиссерский факультет, и поэтому для своего первого проекта ищет нестандартные визуальные решения. Но, как показывает история, опытнейшие профессионалы: Михаил Калатозов, Михаил Ромм, Павел Лунгин – способны на новаторское волшебство.

Кадр из фильма «Братство»
Кадр из фильма «Братство»

«Братство» наполнено действием. Нелинейный сюжет позволяет автору отвлекаться от основной повествовательной ветки и демонстрировать красочные перестрелки, громкие штурмы укреплений, авиационные налеты. Кажется, режиссер показывает настоящую безыскусственную войну, но ведет речь совсем о другом, о дружбе, о духовном родстве, о бессмысленности кровопролития.

Кадр из фильма «Братство»
Кадр из фильма «Братство»

Актеры во главе с Кириллом Пироговым не просто играют, а живут на экране. Театральные мэтры небезосновательно называют кинематограф – темным местом, где эксплуатируются таланты. Но сдержанные неоднозначные образы «Братства» требуют от исполнителей мастерства.

Кадр из фильма «Братство»
Кадр из фильма «Братство»

Фильм будет интересен обеим сторонам, и той, что считает Афганскую войну катастрофой, и той, что кричит: «Мы не проиграли, мы просто ушли!». Павел Лунгин воссоздал объективную картину событий, напоминание о которых так часто оказывается неудобным, неприятным, болезненным.