На днях глава внешнеполитического ведомства Европейского союза Федерика Могерини заявила, что Брюссель и Баку находятся в «заключительной решающей фазе переговоров по новому амбициозному двустороннему соглашению». Она уточнила, что речь идет «о новом торговом и политическом соглашении». Напомним, что переговоры между Азербайджаном и ЕС идут по трем блокам. Первый включает вопросы политики и безопасности, второй – торговли и инвестиций, третий – экономической сферы, социальных, гуманитарных и других направлений.
Но он отсутствует в проекте соглашения Азербайджан – ЕС. В то же время Брюссель заявляет о признании территориальной целостности в международно признанных границах Грузии, Украины и Молдавии. Как говорил занимавший на тот момент должность заведующего отделом внешних связей администрации президента Азербайджана (ныне премьер-министр) Новруз Мамедов, «в 2015 году пригласивший Азербайджан подписать Ассоциативное соглашение Евросоюз не признавал в документе территориальную целостность нашей страны». По его же словам, «отдельные государства признают территориальную целостность Азербайджана, однако никто не думает о применении санкций в отношении оккупанта, ЕС и большие государства в основном преследуют свои собственные экономические интересы». То есть выходит, что Евросоюз в отношении Баку не использует стандарты международного права только из-за экономических причин, хотя Азербайджан в Брюсселе выложил на стол свои главные карты, обозначая себя в качестве чуть ли не «гаранта энергетической безопасности ЕС».
В этой связи некоторые эксперты указывают на то, что, кроме территориальной целостности, еще одной важной причиной, задерживающей подписание соглашения Баку с Брюсселем, является позиция Азербайджана по вопросу вступления во Всемирную торговую организацию. Азербайджан не против членства в ВТО, но планирует провести переговоры только после того, как азербайджанская продукция станет конкурентоспособной. Такие аргументы представляются нам неубедительными. Проблема, видимо, в чем-то ином. Некоторые пытаются объяснить разницу во взглядах ЕС по вопросу территориальной целостности Грузии, Украины и Молдавии и Азербайджана тем, что в первых трех странах ЕС пытается разыгрывать российскую карту. Тогда как, согласно такой логике, в отношении Баку и нагорно-карабахского конфликта Брюссель разыгрывает нечто иное.
Существует и аргумент, связанный с активной деятельностью в Европе армянской диаспоры. Она там действительно имеет заметное политическое влияние, но не такого уровня, чтобы определять стратегическую политику ЕС в целом. Скорее всего, главная проблема в том, пишет французское издание L’Opinion, что «споры вокруг Азербайджана схожи с процессами вступления Турции в ЕС и связаны с тем, что большинство жителей этих стран являются мусульманами, перед которыми закрываются пути для приобретения европейской идентичности. В свое время Анкару лишили статуса проводника тюркских государств в Европу, а пробиться в одиночку им не удается. В то же время Брюссель не ставит перед Ереваном условий, которые выставляются перед Баку. Правда, остается непонятным, в каком дискурсе ЕС будет дальше пытаться решать нагорно-карабахскую проблему. Пока она связывается исключительно с позицией Минской группы ОБСЕ.
Напомним, что в связи с признанием Декларации о независимости Косово были изменены соответствующие нормы европейского международного права. Брюссель решал и будет решать свои близкие и дальние проблемы, связанные с возможностью появления в Европе новых, отколовшихся от метрополии государств. Вот почему в обозримом будущем подписание в предлагаемой Баку редакции соглашения Азербайджан – ЕС маловероятно. Так что Баку сегодня нужно выиграть время на обдумывание своих дальнейших действий с учетом ценностного выбора, ориентации на политические и культурные приоритеты, то есть определения моментов, которые образуют и будут образовывать жизненное для страны пространство. Европа – это все равно дальние земли, тесно сотрудничать нужно все же с ближними.
«По карабахской проблеме Евросоюз давно определился, заняв нелучшую для Азербайджана позицию, – пишет в этой связи бакинский портал Haggin.az. – В то же время, чтобы практически реализовать второй блок и частично третий (торговля, экономика. – С.Т.) нет необходимости подписывать широкое соглашение
о стратегическом партнерстве с ЕС».
Станислав Тарасов