В прошлых статьях я писала, почему я считаю, что школьную программу по литературе следует пересмотреть. Также я писала о том, какие произведения достойны своего места в школьном курсе литературы – и какие стоит без потери смысла из этого курса убрать.
Сегодня я хочу поговорить о замене. Мне действительно кажется, что одни произведения великих писателей можно заменить более простыми и/или короткими другими.
Начнем с Достоевского. “Преступление и наказание” – великий роман, в котором подняты глубокие проблемы. И лично мне он очень нравится, я вообще люблю Достоевского. Но при этом я считаю этот роман достойным профильного класса, а среднестатистического школьника лучше познакомить с романом “Подросток”. Да, он гораздо проще и не является визитной карточкой писателя, но он поднимает важные именно для старшеклассников проблемы. Как начинать самостоятельную жизнь? Какие соблазны могут подстерегать на пути взросления? Кто есть настоящие друзья, а кто только притворяется ими?
Про другой же роман я хотела бы поговорить подробнее.
Я думаю, что роман Толстого “Анна Каренина” более достоин внимания старшеклассников, чем Война и мир.
Сразу оговорюсь, что я люблю Войну и мир – те его части, которые не касаются предназначения женщины, по крайней мере. Мысль семейная – одна из важнейших в Войне и мире, а в Анне Каренине она выходит на первый план. И вот как раз отношения в семье, я думаю, школьники оценять. Эту тему легко понять и преподать через личный опыт.
С чего начинается роман? С эпиграфа, да. А ещё с самой одной из самых известных фраз в мировой литературе: “Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. Мне кажется, уже с первой фразой можно поспорить, а, значит, это отличный повод для дискуссии.
Далее мы читаем одну из самых потрясающих сцен в литературе – жена узнала об измене мужа. Казалось бы, ничего особенного, обычная (как это ни печально) бытовая ситуация. Но Толстой нам показывает её с двух сторон. Жена испытывает самый настоящий стресс и находится на грани нервного срыва. Она никак не может понять, что же толкнуло её мужа на этот поступок. И её чувства понятны. А её муж занимается самооправданиями. Как же так, он мужчина, у него есть потребности. И вот я сидела и читала этот эпизод и думала, какой же он человек на букву М. А позже выяснилось, что он ещё больший мерзавец, так как его супруга родила. То есть женщина была на сносях, когда узнала об измене!
Самое прекрасное, Толстой в открывающей сцене романа нигде не обмолвился, что жена беременна! Читатель должен сам сопоставить события романа и прийти к пониманию, насколько поступок мужа отвратителен. А это элемент литературной игры, которой так славится постмодернизм.
Иными словами, начало романа – это прекраснейший кейс, на основе которого можно обсудить семейные проблемы и лишний раз понять, насколько измена рушит отношения между супругами.
Толстого очень волновала тема распада семьи. Он видел в этом большую проблему и даже опасность. Эх, жил бы он сейчас, то наверняка его бы бомбило не хуже тех моральных фагов, что так ратуют за традиционные семейные ценности.
История самой Анны – тоже интересный кейс. Она вышла замуж за благородного, но не любимого ею человека. Ну, бывает. А позже с первого взгляда влюбилась в Вронского. И сейчас это не было бы проблемой – развелась и вышла замуж за любимого, даже сын бы при ней остался. Для Толстого же сам факт измены страшен - невозможность примирить чувства с совестью толкает героиню к самоубийству.
И вот перед нами две зеркальные ситуации – муж изменил жене, а жена изменила мужу. И в первом случае мы склонны осуждать мужа и сочувствовать жене. Во втором – оправдывать изменницу и сочувствовать всем. Почему так? Предлагаю подумать об этом на досуге. И прочитать роман, конечно ;)