(Незатихающие страсти)
Казалось бы, кому как не мне - учителю информатики, выступать за использование технических новинок в обучении? А я и не против. Я - за. Но только там, где буду знать: с какой целью? Для начала приведу несколько эпизодов из жизни.
Эпизод первый, немного забавный
Провожу сегодня самостоятельную практическую работу. Попросила своих учеников впечатать в таблицу определения некоторых терминов. Так сказать, убить одним залпом двух зайцев: пусть и определения повторят и с таблицами лишний раз поработают. Обхожу класс, как обычно, по кругу, вижу. Сидит мой ученик, работу выполнил ударными темпами. Но что-то мне подсказывает, что надо с ним пообщаться:
- А скажи-ка мне, пожалуйста, откуда у тебя такие определения?
- А я всю неделю их заучивал наизусть!
- Да что ты? Правда? А что означает слово “матрица”?
- Вы нам не задавали про матрицу.
- Но ты-то употребил это слово.
- Я не… (смущенно смотрит в экран. Увидел это самое слово в своей работе).
- Да. Я в самом деле не давала вам такого определения. И в учебнике оно тоже записано более простыми словами, чем у тебя. Откуда скопировал?
- Я не копировал!
- Дружочек! Покажи-ка свой браузер. Что у тебя там в истории? Смотри-ка! Все вопросы, которые только что были заданы. Только ты бы хотя бы прочитал, прежде чем вот так выдавать чужие знания за свои.
На следующем уроке он уже тщательно стирал за собой историю в браузере.
“При чем тут смартфоны?” - спросите вы. При том, что с их помощью тоже можно искать в интернете ответ на любой вопрос. Только проконтролировать будет сложнее. Смартфон - собственность ученика. Я в него даже заглядывать не должна.
Раньше это называлось “списать”. Сейчас это называется “самостоятельно добыть информацию”. Но разве от смены названия что-то изменилось?
Эпизод второй, печальный
- Сдайте, пожалуйста, смартфоны, чтобы не было соблазна.
Сдали. Сложили в коробку. Звенит звонок. И тут я с ужасом понимаю, что теперь их надо раздавать. А где чей? Нет, можно, конечно, как на экзамене, к каждому крепить бумажку, класть в отдельный пакетик… может еще и номерки выдавать? Мало мне забот на перемене? У меня их 5 за день, этих перемен.
- Извините, а в прошлый раз мой телефон взял Игнат. И теперь экран с трещиной. Все из-за вас.
Вот скажите, уважаемые читатели, только честно, вам на моем месте была бы нужна эта ответственность? Как еще одна нигде не прописанная обязанность, за которую никто не скажет “спасибо” (об оплате даже речи нет), но запросто могут потребовать возместить ущерб?
Эпизод третий - самый тревожный: начальство рекомендует
На одном из мероприятий для учителей района выступала методист. Выступление было эмоциональным и бодрым.
- Ну-ка достаньте свои смартфоны! У нас теперь не просто школа, у нас есть Kahoot! С его помощью можно проводить очень быстрое тестирование. Ну-ка кто из сидящих в зале первым пришлет ответ?
Ну и так далее. Суть выступления сводится к тому, что не надо запрещать смартфоны, не надо отставать от времени, надо не отставать от наших учеников.
И опять же, я не против, я только за. Но не отставать в чем? Тут у меня сразу несколько вопросов.
1) Все знают, что мы не имеем права требовать от родителей покупать учебники и рабочие тетради. Если я буду использовать для опроса смартфоны, я должна требовать купить их всем? Ну и сама, разумеется, тоже? Или же отдельно вести урок для тех, у кого смартфонов нет или смартфоны староваты для новых технологий?
2) Кем разработаны и проверены методики применения всех этих сервисов?
3) Будет ли результат настолько хорош, что мы заметим разницу? Или мы в очередной раз просто покажем, что у нас есть “инновации”
Какая у нас вообще цель? Учеба или смартфон? Использовать смартфоны в обучении или перестроить обучение так, чтобы в нем нашлось место смартфонам? Когда я читаю выступления сторонников смартфонов на уроке, я вижу, что у них цель и средство поменялись местами. И их главная цель - не знания учеников, а возможность дать им понажимать кнопки.
Эпизод четвертый: театр абсурда начинается (продолжение следует)