Найти тему
КриптоВестникЪ

Мнение: законопроект о «суверенном интернете» — шаг навстречу к запуску крипторубля

Оглавление

Ограничения будут, но лишь в том случае, если российский интернет столкнется со значительными рисками

Интернет остается основной средой, через которую проводятся транзакции с цифровыми активами. Выстраивание «интернета для финансов» наталкивается на вопрос стабильности работы сети в ситуации явных санкций, а также неявных препятствий. В такой ситуации закон о «суверенном интернете» становится необходимым условием для запуска государственной криптовалюты.

Ограничения будут ограничены

22 апреля верхняя палата российского парламента одобрила проект закона о безопасной и устойчивой работе интернета в России, документ, который получил неофициальное название как закон о «суверенном интернете». Этот законопроект будет еще рассматриваться президентом России Владимиром Путиным и только после его подписи сможет вступить в силу. Причем положение о создании собственной системы доменных имен будет «активировано» не ранее начала 2021 года, но базовые постулаты законопроекта начнут претворяться в жизнь, в случае подписания его главой государства, уже с 1 ноября текущего года.

У некоторых сразу возник вопрос: это что, новые ограничения на использование интернета, и как это скажется на цифровых активах? Если кратко, то да, это определенные ограничения, которые носят не постоянный характер и увязаны с конкретной ситуацией. Например, блокировка Telegram со стороны Роскомнадзора обусловлена решением суда, который вынес постановление, учитывая то, как руководство этого мессенджера отреагировало на ту обеспокоенность, которую высказали российские спецслужбы. Оставляя в стороне вопрос того, насколько эффективно удается исполнять решение суда соответствующим органам, замечу, что сейчас мяч на стороне Павла Дурова. Если он будет открыт для диалога, то нет ничего невозможного в том, что главные опасения могут быть сняты — так происходило и происходит во многих странах. Обычная практика: бизнес думает о своих интересах, государственные органы выполняют свою работу.

Дирижирование процессом интернет-коммуникаций

Закон о «суверенном интернете», конечно, это не только и не столько о блокировке отдельных сайтов, ресурсов в интернете. Речь идет о том, что будет происходить дирижирование процессом интернет-коммуникаций, причем здесь сразу важно отметить несколько моментов. Во-первых, технические аспекты такого управления будут еще прорабатываться, в том числе учитывая стремительное развитие современных технологий. Во-вторых, дирижирование не будет означать, что оно будет осуществляться постоянно и касаться всех интернет-потоков. Да, возникнут ограничения, например, по каким шлюзам будет подключаться российская часть сегмента интернета к всемирной паутине, однако, и это важно, такие ограничения возникнут лишь тогда и в том случае, когда российский интернет окажется под угрозой такого рода, что это будет создавать риски для российского народного хозяйства.

То есть наши ограничения будут ответом на те технические и иные рестрикции, которые могут прийти извне, причем не только как результат реализации санкционной политики США и ЕС, но также действий хакеров. Кроме того, в современных реалиях конкуренция между российским бизнесом и другими компаниями в мире по поводу тех или иных лакомых сегментов глобального рынка может происходить не только в плоскости ценообразования, логистики, управления затратами, через тарифную политику и санкции, но и через информационную сферу, включая ее техническую начинку. Поэтому понятие «бесперебойная работа интернета» подразумевает и то, что такой канал коммуникаций не использовался во вред. Все это требует необходимости иметь под рукой инструменты, а также «дорожную карту» того, как стоит действовать государственным органам в той или иной ситуации. Законопроект создает правовую канву для этого, но потребуется работа ряда министерств и ведомств, чтобы разработать соответствующие приказы и инструкции.

Цифровизация требует гарантии работы интернета

Особую роль такая работа приобретает в связи с цифровизацией, то есть уходом все большего числа явлений на электронные носители и превращения их самих в цифровые образы. Стержнем такой цифровизации, при всем разнообразии новых технологий, стал блокчейн с цифровыми активами, которые являются вещами взаимосвязанными: токены выполняют все больше число функций, а для блокчейна являются необходимым инструментом для его стабильной и эффективной работы. Токенизация в той или иной форме затронет и российский рубль, однако в таком случае нужны гарантии, что система, через которую может работать гипотетический крипторубль — интернет — является надежной средой. Закон о «суверенном интернете» может стать тем важным правовым «кирпичиком» в фундамент возможного проекта о запуске цифрового рубля. По сути, цифровой рубль может быть тем же безналичным рублем, только на блокчейне, а такой проект может реализовываться центральным банком. Однако блокчейн, который иногда называют «интернетом для финансов» требует, чтобы «обычный» интернет работал в нормальном режиме — на это и нацелен законопроект о «суверенном интернете».

Владислав Гинько, экономист

Постоянный адрес статьи: https://cryptovestnik.com/news/756-mnenie-zakonoproekt-o-suverennom-internete-shag-navstrech