1 (13) марта 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии родился будущий всемирно известный педагог и писатель - Антон Семёнович Макаренко. По решению ЮНЕСКО от 1988 года он, наряду с Джонои Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори, признан одним из величайших педагогов ХХ века, определивших педагогическое мышление.
Каков путь становления Макаренко? Каковы основные принципы его педагогики? И что из всего этого вышло? Давайте разбираться.
Эрудиция
Родился Антон Макаренко в семье Татьяны Михайловны (дочери военного) и Семёна Григорьевича, рабочего-маляра железнодорожных путей. Должность по тем временам почётная и уважаемая, поскольку на железную дорогу брали лишь высококвалифицированных мастеров своего дела. Семён, помимо своей работы, был известен благодаря своей образованности. Далеко не все выписывали себе журналы из столиц. Доступ к литературным произведениям, научным и философским трудам сыграл немалую роль в формировании личности будущего педагога. Научившись читать в 5 лет и обладая отличной памятью, Антон Семёнович впитывал новые знания как губка. Сферы его интересов были разнообразны: философия, социология, история, астрономия, естественные науки. Особый почёт отдавался художественной литературе: от классики до современников, от Гомера до Горького.
Формирование характера
Антон был старшим ребёнком в семье. Сестра умерла ещё в детстве, брат же, Виталий, будучи белым офицером был вынужден покинуть родину и контактов с родственником практически не поддерживал. По воспоминаниям Виталия, семья их носила патриархальный склад, впрочем, спокойный нрав отца и жизненный юмор матери способствовали спокойному взрослению Антона и наличию ощущения безопасности в семье. А ощущение это ему было необходимо, ведь эрудиция, молчаливость и сосредоточенность действовали для детской толпы одноклассников как красная тряпка на быка. Жестокие шутки и издевательства в итоге выбили почву спокойствия из под ног будущего педагога и привели к суицидальным мыслям.
Присутствие младших детей в семье, по-видимому, стало основой для его будущей педагогической направленности. А жестокость от сверстников в итоге способствовала формулированию двух противоречивых убеждений, которые оказались решающими в его жизни. Первое - сознательный отказ от собственных детей, второе - признание возможности перевоспитания детей при отказе от традиционных методов и педологических наработок.
Здесь отмечу, что сама по себе педология, как предвестник педагогической психологии, несла в себе верные и очень современные методы изучения детской психики и работы с ней. Другое дело, что из-за её новизны многие её основы были либо извращены, либо утрированы.
Личная жизнь
Личная жизнь Антона Макаренко не столь однозначна и чиста, как многим хотелось бы. Впрочем, придавать желтизну этой стороне его жизни у меня нет желания, но и обойти её стороной никак невозможно.
По некоторым источникам, выйти из опасного депрессивного состояния Антону помог священник Григорович. Разговоры о Боге, спасении души и смыслах жизни помогли Антону прийти в норму. Для проверки состояния подопечного священник периодически посылал свою жену, Елизавету Фёдоровну. Параллельно Антон проходил обучение на педагогических курсах. На момент их окончания произошло неожиданное событие, взбудоражившее весь город - Елизавета Фёдоровна ушла от мужа к Антону. Страшный скандал закончился изгнанием из родительского дома. Впрочем, решения своего новоиспечённая пара не изменила. Законной семьёй они стать не могли и потому жили врозь, сбежав в Полтаву.
Стоит признать, что их двадцатилетний роман был далеко не идеальным. Его влюбчивость в молодых и красивых девушек была известна многим. Порой ухаживания проходили на глазах у Елизаветы Фёдоровны, впрочем, она открыто не возражала. Их творческий союз (а они вместе работали с колонистами) терял былую прочность и завял.
Официально его женой в 1935 году стала Галина Стахиевна Салько, с которой Макаренко был вплоть до своей смерти.
Колония
Начало педагогической деятельности Антона Семёновича берёт в Долинском железнодорожном училище. Наблюдатели его работы отмечали высокую активность, постоянное времяпрепровождение с детьми и их любовь к нему. Отмечали и высокую эрудированность, которая окружающих, в том числе, угнетала. Впрочем, этой стороной своей личности Макаренко не кичился, а наоборот, старался приобщить к новому миру науки и литературы.
В 1920 году Антон Макаренко возглавляет детский дом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой. Позднее он получит название детской трудовой колонии им. М. Горького. Именно с этим местом связано основное формирование педагогического метода Антона Семёновича.
Нужно понимать, что времена были не то, чтобы тяжёлые, а катастрофические для взросления нового поколения. Задача же, стоявшая перед Макаренко - перевоспитать сложный, преступный контингент казалась невыполнимой. В условиях тотального грабежа и гражданских противоборств, Антону удаётся не просто организовать место выживания детей, но и отстроить территорию, выйти на самоокупаемость и дать необходимые навыки для счастливой жизни своим воспитанникам. Да, не всем. Но процент тех, кто выходил из стен колонии и возвращался к делам преступным был настолько низок, что им можно пренебречь. Подробно об этом периоде Макаренко пишет в своём главном произведении -"Педагогической поэме". О произведении можно прочитать в отдельной статье.
Принципы педагогики
Антон Макаренко будучи руководителем колонии достаточно быстро осознаёт беспомощность научного подхода в работе с реальными людьми. Здесь происходит окончательный разрыв его с психологией и педологией. Методику приходится выстраивать на ходу, методом проб и ошибок. Одна из главных его находок - процесс воспитания можно превратить в технологию, при этом сохранив индивидуальность каждого субъекта воспитания.
Его педагогика основывалась на следующих столпах.
Забытое прошлое. Для Макаренко было не важно, за что ребёнок или подросток попадал к нему в колонию. Их отношения начинались с чистого листа. Главное было - не кем ты был, а кем ты являешься сейчас, не что ты делал, а что ты конкретно сейчас делаешь и готов сделать для себя и для колонии.
Дело. Колонисты в рамках процесса воспитания получали реальные навыки, которые им могли пригодится в жизни после выхода из колонии. Трудовые отряды различных направлений, собственное сельское хозяйство, освоение сложных технических специальностей. Каждый нёс ответственность за свою зону деятельности.
Ядро коллектива. Создав условия взаимного уважения, в колонии сформировалось ядро коллектива. Колонистов уже воспитывал не воспитатель а принятые социальные нормы и одобрение или неодобрение социума.. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива - выполняли роль "закваски", которая пропитывала вновь прибывших колонистов. Дети самостоятельно доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке. Для этого и в трудовых отрядах находились дети разных возрастов, чтобы младшие или новенькие получали образец для подражания.
Самоуправление. Наличие ядра коллектива и ясных и понятных отношений и перспектив позволило внедрить принципы самоуправления в колонии. Многие решения по формированию трудовых отрядов, их комплектации, составу и функции формировались лидерами групп изнутри.
Формат. Коллективный формат предполагает отлаженную дисциплину, которая была необходима для выживания колонии как организма. Чёткий распорядок дня и наличие строгих правил способствует формированию духа единения. При этом стоит отметить, что Макаренко вводит не только запретительные нормы, такие как " не толкаться", "убираться", "вставать вовремя", но и поощрительные, связанные с праздничными парадами и организацией театральных выступлений.
Равенство. Макаренко и воспитатели колонии жили в равных условиях и все отсутствие пропитания или одежды было общей проблемой как для воспитанников, так и для воспитателей. Совместное решение насущных проблем цивилизованными методами выстраивало доверительные отношения между ними.
Максим Горький
Ещё неизвестно, получила бы столь широкое распространение методика Макаренко, если бы не Максим Горький. Антон Семёнович любил Горького как писателя. Колония под Полтавой была названа в честь советского писателя. Сам Макаренко и его подопечные регулярно переписывались с Горьким. Ему подход Макаренко импонировал. Именно Горький способствовал тому, чтобы Антон Семёнович написал свою педагогическую поэму, всячески помогал с публикацией первой книги и наставлял на написание продолжения. Максим Горький сам лично посещал колонию, общался с колонистами и наблюдал за процессом воспитания.
Когда над Макаренко стали сгущаться тучи, а его методы стали получать критическое освещение на государственном уровне именно Максим Горький пробил для Антона Семёновича возможность возвращения к педагогической деятельности, но уже в рамках колонии имени Дзержинского. Предыдущую колонию, у него, простите за выражение, "отжали".
Под давлением
Увы, с каждым днём именно воспитанием Макаренко удавалось заниматься всё меньше. Его заваливали бюрократическими обязанностями, которые его всё больше утомляли и выводили из себя. Писательство стало для него глотком свежего воздуха. Хоть и выматывающим. Несмотря на препоны, Макаренко удалось на базе колонии организовать завод по выпуску электродрелей. На нём после смогли запустить даже выпуск фотоаппаратов ФЭД - качественных аналогов немецкой модели Leica.
Впрочем, и этой работы он лишился. Понизив в должности и полностью переключив на бумажную работу, Макаренко лишили одного из главных источников жизни. Переехав с женой в Москву, он вступил в Союз Писателей, читал лекции. Но разве это могло заменить практическую работу? Быстро угаснув, Антон Семёнович Макаренко умер 1 апреля 1939 от инфаркта.
Плоды
Дело и метод Антона Семёновича Макаренко жило и после его смерти. Главным продолжателем стал его любимый ученик Семён Калабалин. Но, увы, после 60-х годов работа по методу Макаренко практически прекратилась. Образ его в какой-то степени канонизировали, забросив результаты его работы в долгий ящик. Сегодня частично его наработки по воспитанию детей используются в некоторых европейских странах и Японии. Полное же использование его метода как системы, пожалуй, сейчас маловероятно. Одна из основных причин - закон. Закон запрещает эксплуатацию детского труда. Хоть и понимают его здесь однобоко, но ввязываться в возможные конфликты никто не хочет.
Но если в перевоспитания подростков такая система не реализуется, то основные принципы отлично подходят , например, в бизнесе. Подробнее об этом мы поговорим в следующей статье при разборе "Педагогической поэмы".
Полезные ссылки и источники:
А. С. Макаренко "Педагогическая поэма. Полная версия"
Педагогический музей А.С. Макаренко
Педагогическая система А.С.Макаренко
5 интересных фактов из биографии Антона Макаренко
Спасибо, что дочитали до конца! Если статья понравилась, ставьте "большой палец".
Хочется поделиться своим мнением или обсудить формат статьи - пишите в комментариях!
И не забывайте подписываться на КмиК, чтобы не пропустить новые материалы.