Идея триптиха выглядела намного более масштабной – рассказать о невыбранных путях и непрожитых жизнях. Джим назвал его «Три версии нас».
В «Призраках» Чака Паланика упоминается концепция «умного на лестнице». Ее смысл в том, что самые правильные слова приходят нам в голову уже после окончания беседы. То же самое с осуществляемым нами выбором. Если ситуация складывается не так, как нам хотелось бы, мы можем винить себя за то, что пошли не по той дороге. Мы прокручиваем в голове разные варианты, что в общем-то бессмысленно и вызывает лишь эффект сожаления, который условно можно назвать «что было бы, если».
Британская писательница Лора Барнетт свой дебютный роман построила на идее о параллельном проживании нескольких жизней. В каждой из этих реальностей «я» есть «я», обладатель определенного набора генов. «Я» характеризуется образом мышления, характером, склонностями к тем или иным областям знаний. «Я»- константа. В роли переменных выступают обстоятельства и решения, которые принимает «Я». Чем больше лет альтернативным вселенным, тем сильнее они отличаются друг от друга. Каждая минута жизни – новое перепутье, любая мелочь способна развернуть судьбу на все 360 градусов. «Эффект бабочки».
«Три версии нас» - маятник, медленно качающийся из стороны в сторону. Сильные колебания возможны только в начале, при запуске механизма. В последствии движение определяет инерция. Точкой отсчета в романе Барнетт является встреча главных героев.
Версия первая
Ева падает с велосипеда. Джим приходит на помощь. Пара вместе уходит вдаль.
Версия вторая
Ева чуть не падает с велосипеда.
Версия третья
Ева падает с велосипеда. Джим приходит на помощь. Пара вместе уходит вдаль. Спустя непродолжительное время непредвиденные обстоятельства ломают идиллию.
Перед нами три классические схемы, по которым можно построить душераздирающую любовную историю.
Схема первая
Герои влюбляются друг в друга с первого взгляда, но долгая совместная жизнь начинает тяготить их. Смогут ли чувства преодолеть все препятствия?
Схема вторая
Героям суждено быть вместе, но они никак не могут встретиться.
Схема третья Эмоциональные качели. Герои сходятся и расходятся, сходятся и расходятся.
По отдельности каждая из историй тривиальна. Барнетт без всякого стеснения использует штампы, пишет фразами, что прогулялись по сотне голливудских фильмов, и даже не стремится описать внутренний мир своих персонажей. «Три версии нас» постоянно стремятся побыстрее убежать вдаль, оттого времени на прописывания хоть чего-нибудь не остается. Весь роман – это быстро сменяющие друг друга декорации. Не успеваешь оглянуться, а там уже дети народились и выросли. И была бы книга откровенно слабой, если бы не идея с несколькими сюжетными линиями.
Создав три параллельные реальности, Барнетт возвела наши читательские переживания в куб. Зная, что произошло в одной из историй, нам психологически тяжелее принимать события другой, особенно если в ней герои ошибаются и двигаются в противоположенном «правильному» направлении. Непересекающиеся линии оказываются связаны сильнее, чем можно было бы подумать. «Три версии нас» - единое целое, которое потеряет весь смысл, раздели мы его на составные части.
Красота триптиха в созвучности его элементов. Очарование романа Лоры Барнетт в том, как перекликаются в нем сюжеты. Судьбоносные события повторяются, мысли вторят друг другу. Трюк с узнаваемостью, игра в ощущение дежавю, создают полотно «Три версии нас», в котором путь определяет фатум. Вектор движения двух героев, как гонки по пересеченной местности, где сложно то и дело не съезжать с главной дороги. Не двигаются лишь две точки: старт и финиш.
Но что было бы, если...?
Приобрести книгу в бумаге можно здесь.
#рецензии_galgut_and_books
Если вам понравилась публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!