Найти тему
Gornistfoto...@velo

" Схемка". Часть 2.

СХЕМКА.

Приближался НОЯБРЬ...

Примерно такая
Примерно такая

Акт первый.

Творец истории.

Мой начальник цеха - человек зрелый и уважаемый. Этак по-отчески мне сообщил:  

- Будем тебе по болоту водовод тянуть. 89 мм диаметр, 800 метров длиной. Скважина №1535- Блок Гребёнки . Через месяц строители выходят. От тебя нужна схемка . Сегодня.

 - На кой,- спрашиваю,- там же всё просто?!

Действительно, одна прямая, ни одного загиба. Все в прямой видимости. как первая железная дорога Москва - Санкт-Петербург. Болото ровное как стол.

- Да я уж забыл,- говорю,- как нормальный чертёж - то выглядит!"

- Всё равно рисуй. Условно.  

Условно так условно. На развёрнутом тетрадном листе разными авторучками рисую по памяти болото, гребёнку, скважину, дорогу и линию электропередач. Всё от руки, с кривулинами и загибами местности. Затем, чиркнув под линеечку от скважины до гребёнки, одним взмахом синей авторучки сотворил историю! Получил удовлетворение от этого, как сам Царь Александр. Только у него от большого пальца загиб остался, от того и дорога с извилиной вышла, а я ровненько так. Затем, корявым своим почерком, подписал все на схемке.  Важно поставил подпись:

 " Составил мастер Петров."

 Начальник глянул, удовлетворительно крякнул и наложил своё :

"Утверждаю. Нач. ЦДНГ-8 Беглов Ю.А." 

И пошёл этот шедевр чертёжного мастерства по инстанциям. А я пошёл на улицу, где ждал меня всё тот же грузовик - вездеход Урал и 35 километров ухабистой и зыбучей песчаной дороги до вверенного мне Толумского месторождения. А там основная добыча нашего цеха, 19 человек моей бригады и 50 человек смежников и обслуги. Еще сотня добывающих и нагнетательных скважин. И ещё без малого тысяча всяких железок - от двухкилометровых скважин со всеми потрохами, до телевизора "Горизонт". И я один из руководства. И за начальника и за коменданта и за судью и за политработника. И конечно же я материально - ответственное лицо. А всего мне 25 лет от роду.

-2

Акт второй.

Топография.

Стоял чудесный месяц октябрь настроение становилось всё романтичнее. И вот, в самый разгар подотчётно-письменного творчества, являются ко мне два матёрых мужика . У них ярко-рыжая противо- энцефалитная одежда и накомарники, у них треноги и нивелиры, у них компасы и планшет с документами. А в планшете среди карт лежит моя схемка

- Здравствуй,- говорят они,- здесь будут строители по болоту водовод тянуть 89 мм диаметр,800 метров. Скважина №1535- Блок Гребёнки .

- Пойдём,- говорят они,- мы топографы , будем тебе трассу маркировать. Посмотрим всё на месте. И вот ещё, что. От тебя нужна схемка.

- Не понял, - говорю ,- а вот это что!?

- Нет,- говорят,- твоя -условная. А нужна специальная. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ. Протрюхавшись по Толумским бездорожьям до нужного места, тыкаю им пальцем в пейзаж. Вот скважина, вот блок гребёнки. Вот болото. Как видите так и маркируйте.

-Нет,- говорят,- ты в топографической схеме указать её должен. И достает, выполненную на плохом аппарате, выкопировку нужного участка. А там стандартный лист формата А4, на котором вся документация делается. Размером чуть больше спичечной коробки нужный участок местности, на котором и дорога и болото и ЛЭП с опорами обозначена и ещё три старых коллектора прорисовано. Как на картине Карлсона-который-живет-не-крыше. Там в углу нарисована была малюсенькая козявочка. Полотно называлось: "Очень одинокий петух".

-Ты,- говорят топографы,- вот тут нарисуй трубу, дорожный переход, и подпись свою поставь.

Схоронив под следом шарика авторучки добрую треть и без того неразличимых коммуникаций, я вновь провёл историческую черту. Все планы на сегодняшний день рухнули, было куча текущей неотложной работы, а инвентаризация неумолимо приближалась.

Мужчины два дня ходили по болоту в больших сапогах, ставили на треногах нивелир, смотрели на компасы, делали озабоченные лица. В результате они наколотив по килограмму мошки и комаров, забили, вернее просто воткнули в болото четыре столбика, обозначив будущую трассу.

Акт третий.

Генподрядчик. 

  Вот, спустя две недели, когда прединвентаризационное напряжение нарастало, выявилась недостача какого-то оборудования. Мозг лихорадочно проводил логические цепи – куда мой шеф мог отдать этот станок... И тут, в дверях встречает меня начальник участка генподрядчика. Горластый и разухабистый Володя, лет на десять меня постарше. Обычно у подрядчиков, тех, кто выполняет порученный объём работ, вырабатывается определённая манера поведения по отношению к заказчику. Этакая разухабистая заискивающе-панибратская , с шуточками и прибауточками. Типа "свой -в-доску". Это чтоб человек при подписании документов чувствовал себя вроде чем-то обязанным лично этому человеку. Мог на что - то прикрыть глаза или , когда поджимают сроки , подписать нужный объём работ под честное слово. Володя был ярким представителем этой породы. Я по неопытности принимал такое обращение за чистую монету. Как же я был разочарован, когда один такой человек получил повышение и уже не зависел от моих решений и подписей. Манера общения у него сразу стала пренебрежительно - снисходительной. У него буквально задрался нос. К таким метаморфозам я, в общем -то отношусь философски и не принимаю близко к сердцу. Но чем я действительно был поражен, так это тем, что когда этого работника пнули под зад из начальственного кресла и он снова стал мастером, то его как будто переключили обратно- он стал тем же рубаха - парнем! Естественно, на моем к нему дальнейшем отношении это всё сказалось. 

  Стоит заметить, что в России производственные отношения всегда надо рассматривать через призму личных. Важные решения и приоритеты часто принимаются не на планёрках и собраниях, а в личных беседах, на рыбалках и за  столом. Я не говорю о взятках. В нашей среде этого не было. Я застал людей ещё той, закалки первопроходцев - нефтяников. А так же их первых воспитанников, когда люди искренне гордились своей Профессией, своим Предприятием и своей Страной, имея почет, уважение и достойный заработок. Когда стимулом хорошо работать был не только денежный мотив, но и чувство удовлетворения от выполненного дела , а так же стыд облажаться в глазах доверяющих и надеющихся на тебя людей. Ощущение того, что ты являешься частью большого и нужного дела, а не вкалываешь только ради сиюминутной выгоды и прибыли. Не удивительно, что большинство наших людей оказались не готовы к тем отношениям, когда на первое место вышел разрушительный принцип: "Укради-Купи-Продай". Для Человека - Созидателя, Строителя он внутренне неприемлем и натуре его противен. Конечно, не всё гладко было в таком миропонимании да и работе. Так, какой-нибудь мастер, чаще выпивающий с начальником имел больший приоритет при распределении какого-то нового оборудования, материалов или льгот. Но, тем не менее, совместные застолья на вахте два - три раза в год очень способствовали поддержанию неформального общения и сплачиванию коллектива. На таких мероприятиях сглаживались или полностью разрешались какие- то разногласия, которых на динамичном нефтяном производстве возникало немало. И хотя я с большой осторожностью отношусь к алкоголю, именно из-за таких моментов сближения человеческих душ считаю, что совсем запрещать его не целесообразно.

Акт третий.

Генподрядчик.

Продолжение.

Так вот, явился Вова ко мне с торжественным лицом и сообщает важную новость:

- Антоха! Тут наши "субчики" выйдут тебе водовод тянуть 89мм диаметр, 800 метров Скважина №1535- Блок Гребёнки .

 "Субчиками" он называл субподрядную организацию, которая будет непосредственно работать. Заслуга генподрядчика в том, что сумели высоко наверху договориться командиры и теперь генподрядчик выполняет сам только доходные жирные заказы - сборные коллекторы, межпромысловые нефтепроводы, а всякую мелочь, вроде моих 800 м "соломы" перепоручает субподрядным конторкам, забирая у них десятую часть прибыли себе и иногда приглядывая, чтоб те совсем уж не халтурили. Как я уже сказал, строительство такой, как у меня трубы - явление малозначительное, рядовое. До сих пор не могу понять, откуда у всех участников этих событий было столько торжественности!?

Я стоял в дверях, мне надо было куда - то срочно попасть, а этот Вова, как будто не замечая, тожественно заговорщически продолжал :

-Антон, слышь - нужна схемка!

-Вова, я две нарисовал уже! В УКСе возьми копию.

- Да в вашем УКСе чёрта с два что найдешь! Там одни рвачи сидят. Только и думают, как бы нас ущипнуть да штрафануть. Накидай, не долго же!

- Какое "накидай", там уже отработанная топографами и подписанная Главным инженером схема!

- По той схеме, что на топографической копии, только подписи и печати различимы. Лучше бы на пачке "Беломора" нарисовали. Я к тебе 40 верст по зыбучим барханам ехал. И он отработанно посмотрел на меня трагичным взглядом.

- Вова, да ей Богу не могу, занят я!  

Строитель начал меня уговаривать , то взывая к совести, то суля всяческие блага в в виде электродов, отводов для трубы, всепогодную транспортную помощь и круглогодичные личные симпатии. После его двадцатиминутного профессионального хныкания, я сдался. Всё равно уже не успевал, куда надо. Размашисто цветными авторучками я набрасываю схемку, всовываю в руки этого Вовы, который исчезает, не поблагодарив, и тщетно пытаюсь навести порядок в своей голове и своём подотчёте.

Акт четвёртый.

Субподрядчик.

(Два дня спустя).

  На редкость красивые ноябрьские денёчки, уже в небе видны печальные косяки северной птицы и косяками по промыслам покатили инвентаризационные комиссии.

Конечно же, без предупреждения и, конечно же, крайне не вовремя является на Толум прилично одетый, чисто выбритый небольшого роста человек, уже в возрасте. Держится он достойно и разговаривает уважительно. Когда-то он умудрился удержать от развала и перепрофилировать своё небольшое предприятие. Теперь, в нашем монопрофильном городе с единственным градообразующим предприятием - заказчиком, он вынужден сидеть на субподряде подбирая крохи заказов и отдавая часть дохода генподрядчикам.

-Здравствуйте! Я Петр Сергеевич. Директор ООО "Водник".

Мы познакомились. Язык не поворачивался разговаривать с ним на "ты".

- Антон Анатольевич! Мы к вам завтра выходим трубу строить. Надо бы определиться.

 - Никак, говорю,- сегодня не могу , надо птицей лететь в контору, а затем в город. У меня - инвентаризация.

-Понимаю,- говорит он.- Ничего, на месте послезавтра с бригадиром определитесь.

Но сегодня мне обязательно нужна схемка. Мне её нужно у Беглова заверить.

После слова "схемка" я почувствовал, как у меня дёрнулась щека.

- Схему у  генподрядчика возьмёте или скопируете. А ещё 

заверенная в УКСе есть. Я очень спешу.

- Антон Анатольевич! Я Вас до города сам доставлю. Генподрядчики - жлобы и жмоты. Всегда поставки материала срывают, Деньги с нас сосут, Помощи от них никакой. Я эту Вашу схемку из них день выбивать буду, и ещё полдня нормальный копировальныый аппарат искать, Инвентаризация, конечно, ждать не может. Но я Вас очень прошу, ведь завтра выходные, никого не найти, в понедельник все как ошпаренные носятся , все заняты. Ещё три дня долой!

Уже без всякого царского удовлетворения провожу ручкой под линейку прямую на бумаге. -план будущей Великой , блин, стройки. Еду 80 вёрст бездорожья на трясучем УАЗике субподрядчика в город, что - то даже умудряюсь подписать, и жертвуя выходными, в субботу с утра снова мчусь на редких попутках обратно, чтобы как-то привести в порядок свои дела, твёрдо решив, что заниматься я буду только подотчётом.

Акт пятый. 

Строители. Финал.

Но не прошло и полдня, как у меня на базе скопилось несколько машин, к одним прицеплены жилые вагоны, к другим - сварка. Стоит вахтовка, и гружёный трубовоз с автокраном. А в мою сторону решительно направляется широкоплечий матёрый мужчина средних лет с волевым лицом и цепким взглядом.

-Ты Антон? Я мастер строителей. Зовут Иван. Буду трубу тянуть. 800 метров. 

Сказал он это так, что было понятно: "Будет". Причём столь же успешно можно ему поручить строительство небоскрёба или взрыв моста с вражеским эшелоном. Все будет выполнено точно и в срок.

- И что нужно? Схемку? почти обрадовался своей я.

- Нет, схемка есть. Начальник дал. Давай на месте всё посмотрим.

- Вы же завтра должны были выйти!

- У нас сроки поджимают, дополнительный срочный заказ получили. Надо до больших морозов успеть.

-Иван,- говорю я,- ты знаешь, я не на работе сегодня. Приехал к инвентаризации подготовиться. Ты сам езжай, там, на схеме, понятно всё. К тому же вешки стоят. А я к вечеру тебе бригадира подошлю.

Мастер взглянул на меня разочарованно и почти без уважения. 

- Я,- говорит,- бумагам не верю. На месте всегда всё понятней. Переделывать потом не собираюсь. А до вечера сидеть здесь не могу. Мне надо отправку оборудования контролировать!

Что - то было в его словах и манере говорить. Он был прирождённый вожак.

Скрепя зубами, раздражённый поехал я с ним, не говоря ни слова.

Прибыли на место. Вышли.

- Вот, говорю, -скважина . Вон - гребёнка Вот - болото. Вот- вешки. Вот схема. Утверждённая. Там всё указано.

- А в гробу я видел вешки, схемку, и всех начальников, кто в ней написан. Не им теперь трубу строить, а потом её ремонтировать! Это моим и твоим людям в этом болоте пурхаться. Так что, как ты мне скажешь, так я и сделаю. Ты мне ПАЛЬЦЕМ ПОКАЖИ!

Немая сцена.

 Падает припоздавший первый снежок. Серое небо. Начало ноября. Рычит и грохочет вдали трубовоз.

Занавес.

Р.S. Самое интересное, что ведь он оказался прав. При строительстве водовода они изящно обошли пару топких окон в болоте, в удобном месте пересекли действующие коммуникации отработали чётко и красиво, а я гораздо больше узнал о тонкостях трубостроительного дела .

Ну а как прошла Инвентаризация - это материал для другого повествования.

Друзья! Дзен так устроен, что печатный материал не имеющий популярности, после ограниченного числа показов удаляется. Досадно, если труды оформления пропадут зря. Если Вам понравилось, не стесняйтесь ставить пальчик вверх или вниз,делиться с друзьями, оставлять комментарии и особеннно дочитывать (долистывать)публикацию до конца. Внимание к статьям мотивирует меня заниматься ими дальше.

Спасибо!