Авиакомпания Utair рискует прекратить полеты из-за долгов, повторив судьбу крупнейшего частного авиаперевозчика РФ «Трансаэро», ушедшего с рынка в 2015-м. И хотя Utair уверяет, что справится с проблемами, конкуренты потирают руки, ожидая передела рынка.
День начался с сенсации: авиахолдинг Utair рискует прекратить полеты из-за долгов — их общий объем на 31 декабря 2018 года превысил 65,8 млрд рублей, говорится в аудиторском заключении компании Ernst & Young к консолидированной финансовой отчетности перевозчика.
Долги возникли из-за экономических неурядиц, преследовавших Россию в последние годы, особенно в 2014-2015-м. «Ситуация ухудшилась в 2018 году в связи со значительным ухудшением конъюнктуры российской авиаотрасли. Основными причинами стали рост цен на авиатопливо, обусловленный изменением условий налогообложения добычи и реализации нефти и нефтепродуктов в России, и конкурентное давление на доходные тарифы в 2018 году», — пишут аудиторы Ernst & Young.
Utair не сможет погасить эти долги без реструктуризации или рефинансирования, считают они. Обязательства группы превышают оборотные активы на 74,9 млрд рублей. В 2018 году Utair и дочерние структуры получили чистый убыток почти 22 млрд рублей против прибыли в 2,43 млрд за 2017 год, выручка в прошлом году достигла 83,6 млрд рублей (в 2017-м — 75,8 млрд).
- Группа Utair — один из крупнейших в России авиахолдингов. Он включает компании «ЮТэйр — вертолетные услуги», Utair Cargo и другие и занимается пассажирскими и грузовыми перевозками в РФ и за рубежом, а также сервисом воздушных судов. У Utair самый большой в мире вертолетный флот. По пассажиропотоку Utair занимает пятое место в России. Ее базовый аэропорт — Внуково, а штаб-квартира расположена в Сургуте.
Крупнейшие акционеры Utair — компания «АК-инвест», созданная структурами «Сургутнефтегаза» (50,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%).
Все не так
Полдня новость будоражила рынок: эксперты строили предположения, когда Utair официально объявит о приостановке полетов, и прикидывали, как поделят рынок немногие оставшиеся в России перевозчики.
Президент Utair Павел Пермяков мгновенно пресек эти слухи: приостановка обслуживания долга в декабре 2018 года не помешает полетам компании, они продолжатся по расписанию. «В 2019 году Utair меняет график платежей по долгам, чтобы вернуться к положительным финансовым результатам», — успокоил публику Пермяков.
А что до комментария аудитора, то он был «обязан сделать такую оговорку в связи с тем, что процесс реструктуризации финансового долга не был завершен на 31 декабря 2018 года», пояснил президент.
Долги Utair
У авиакомпании два синдицированных кредита в 11 банках — на 18,9 млрд рублей со сроком погашения в 2022 году (кредит снижен до 15,4 млрд рублей) и на 23,7 млрд рублей со сроком погашения в 2027 году. Также у Utair имеется действующий кредит в Сбербанке на 17,4 млрд рублей, который авиакомпания должна погасить в 2020-м.
- Банку «Траст» принадлежит 32% кредита, 23,6% — банк «Россия», 21% — Сбербанк, 8,7% — «Московский кредитный банк», 7,86% — «Юникредитбанк», 1,3% — «Улалсиб», 1,25% — «МТС банк», остальная часть приходится на «Связь-банк», «Сургутнефтегазбанк», банк «Русь» и «Нико-банк».
Основные требования по кредиту авиакомпании на данный момент принадлежат Банку непрофильных и проблемных активов, созданного на базе банка «Траст» — в нем сосредоточены активы ФК «Открытие», «Бинбанка», «Рост банка», «Автовазбанка» и «Промсвязьбанка». Например, «Открытие» в период санации избавилось от 438 млрд рублей, передав непрофильные проблемные активы (в том числе и задолженность Utair) на баланс «Траста».
Высокая долговая нагрузка — серьезный балласт, который при определенном стечении обстоятельств на рынке и при определенном положении дел может нанести непоправимый ущерб авиакомпании и потянуть ее на дно, считает Олег Пантелеев, исполнительный директор аналитического агентства «АвиаПорт». «Это все похоже на «секрет полишинеля», то есть все об этом знают, все видят этот риск. Но все же текущая ситуация не так драматична. В 2019 году российским авиакомпаниям в целом и Utair в частности удалось совместить две тенденции: количество пассажиров растет и доходная ставка, то есть те тарифы, по которым авиакомпании перевозят пассажиров, тоже увеличились. В первом квартале 2019 года финансовое положение Utair значительно лучше, чем годом ранее. И то, что сейчас мы наблюдаем во втором квартале, внушает оптимизм, что авиакомпания будет работать со стабильной прибылью», — комментирует Пантелеев.
В декабре 2018 года Utair впервые просрочила выплату процентов по кредиту и просила банки о реструктуризации долга. Речь идет о займе в 18,9 млрд рублей сроком на семь лет, который авиакомпания привлекла в 2015 году. В Utair объяснили технический дефолт необходимостью обеспечить бесперебойную работу в зимний сезон — осуществление платежей за топливо и коммерческим контрагентам. Выполнить процентные расходы компания планирует в пиковый сезон — летом.
Лишились госгарантий
В 2016 году авиакомпания Utair лишилась господдержки на 9,4 млрд рублей, гарантом которой был Минфин. За год до этого Ханты-Мансийский банк «Открытие» предоставил авиакомпании кредит на семь лет в размере 18,9 млрд рублей. Кредит отчасти был субсидирован госгарантией — Минфин выделил 9,4 млрд рублей.
Но в договоре было прописано, что обязательства гаранта прекращаются в случае перехода прав и обязанностей кредитора к другому лицу по любой причине. Так и произошло: в 2016 году Ханты-Мансийский банк «Открытие» присоединился к одноименной финансовой корпорации, что не было согласовано с Минфином.
На грани банкротства
В марте 2019 года на авиакомпанию посыпались иски о банкротстве со стороны кредиторов и контрагентов Utair. Четыре компании — «Юган-Юнион кард», «Гидпромэнергострой», «Интер» и «Флеш лайт капитал» — подали в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа иски о банкротстве на общую сумму около 1,5 млн рублей. Все четыре иска объединены в одно судебное производство, уточнили в пресс-службе Арбитражного суда ХМАО.
В авиакомпании задолженность не связывают с исполнением обязательств по кредитным договорам и лизинговым сделкам. Также «МТС банк» подал заявление в Арбитражный суд Москвы с суммой исковых требований в 8,69 млн рублей.
Авиакомпания уже была на грани банкротства — в 2015 году, но именно тогда удалось реструктурировать долги в два синдицированных кредита. Банки отмечают, что создали 100% резервов по кредитам Utair, и в случае банкротства авиаперевозчика серьезных проблем финучреждениям это не доставит, так как почти все готовы к такому сценарию.
«Стратегия у компании последние несколько лет отличается агрессивностью, чем следовало бы, и из-за этого возникли финансовые трудности. Сейчас, как мне кажется, руководство достаточно адекватно управляет компанией, но, к нашему общему несчастью, факторы складываются пока не в их пользу», — отмечает глава Сбербанка Герман Греф.
Олег Пантелеев,
исполнительный директор аналитического агентства «АвиаПорт»
Есть один момент, на который я бы хотел обратить внимание: как уходили с рынка крупные российские авиакомпании. Например, «Трансаэро», «ВИМ-авиа» — два очень весомых перевозчика. Или же Alliance Air Union — эти компании останавливали полеты и операционную деятельность из-за того, что накапливали крупные долги перед поставщиками услуг, и эти самые поставщики услуг в какой-то момент переставали обслуживать в долг. Нефтяники переставали заправлять, операторы аэропортов перестали отправлять воздушные суда и так далее.
Utair, насколько это вообще возможно, четко выдерживает все платежи перед поставщиками услуг. Поэтому если вдруг что-то и произойдет, то произойдет в другом формате — кто-то из кредиторов не выдержит и подаст в суд заявление с требованием признать авиаперевозчика банкротом. Подобные заявления подадут другие авиакомпании, и после долгих разбирательств могут произойти изменения с точки зрения операционной деятельности.
Понятно, что и у Правительства РФ, и у других компаний отрасли будет возможность принять какие-то решения, чтобы исключить возможные проблемы для пассажиров. Но если ситуация не будет меняться и если в целом тенденции, которые мы видим, сохранятся, то компании ничего не угрожает.
Мы помним, что авиакомпания «Трансаэро», которая перевозила больше пассажиров, чем Utair, и у которой рыночная доля была значительно выше, чем у Utair, ушла с рынка в 2015 году, и это было серьезным ударом для поставщиков услуг и кредиторов, а для других авиакомпаний — благом, потому что сократилось конкурентное давление и это дало перевозчикам возможность поправить свои дела. В случае с Utair основные поставщики услуг пострадать не должны. А что касается финансового сектора, мы помним, что в числе кредиторов авиакомпании крупнейшие финансовые институты. Полагаю, что они должны были сформировать резервы под такие долги.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram