Выживший?
Новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» наделал много шума еще задолго до своей премьеры. Слишком высоки были ожидания от режиссера «Бёрдмэна», который в 2014 собрал целую коллекцию наград «Оскар» и «BAFTA» за лучший оригинальный сценарий, за лучшую режиссерскую работу и за лучший фильм. И слишком интересна была новая главная роль Леонардо Ди Каприо, которая снова могла НЕ получить желанный «Оскар».
Действия сюжета происходят во времена еще Дикого, необузданного Запада. Человеческое общество уже строится: в нём есть такие понятия, как честь, любовь, семейные узы и эгоизм, предательство, расовая дискриминация. Но в основе по-прежнему остаются инстинкты: личная выгода, голод, жажда, похоть, самосохранение. Оттого история выживания Хью Гласса (Леонардо Ди Каприо), имеющего реальный прототип, для цивилизованного зрителя кажется не просто жуткой, но совершенно невероятной.
Главный герой явно родился не под счастливой звездой. В прошлом он потерял семью из-за вечного противостояния индейцев с завоевателями Америки. В настоящем ему приходится выживать, добывая шкуры животных на продажу, под стрелами тех же воинственных индейцев. А в будущем он будет истерзан диким гризли, после чего товарищи оставят его умирать во спасение себя, а друг предаст, убив его сына и закопав самого Гласса заживо. А дальше выживание во имя отмщения и искупления.
Жестокая реальность при этом легла не только в основу сюжета. Но в мельчайших деталях продиктовала каждую сцену, каждое действие героев и продумала грим каждого из актёров. Натуралистичная разделка животных. Близкие кадры поножовщины, покопьёвщины и потопоровщины. Расчленённые, окровавленные тела с внутренностями наружу. Чудовищные шрамы, травмы. Разрезанная в клочья кожа и голые черепа со снятым скальпом. Создатели даже замахнулись на святыню всех голливудских актёров – всегда белоснежная улыбка того же Ди Каприо в фильме бросается в глаза не блеском жемчужин, а жёлтым налётом.
В противовес максимально жестоким и натуралистичным сценам человечества Иньярриту плавно, не меняя кадр, демонстрирует всегда невозмутимую, статичную своим существованием природу: течение реки, шелест деревьев, вьюга. Как будто этим он даёт зрителям передышку от раздирающих душу картин. Действительно, это завораживает. Причём не только сила и мощь природы, но даже техника съёмок, которая перекочевала из предыдущего фильма режиссёра «Бёрдмэн» и более успешно прижилась в «Выжившем».
Например, плавное падение камеры с обрыва вслед за героем или съёмка водопада в переломной точке вызывают искреннее восхищение и естественное любопытство по части достижения такого эффекта. Однако это техническое новшество, в свою очередь, в разы увеличивает время картины. Два с половиной часа. Это много даже для динамичного кино с насыщенным сюжетом, каким «Выживший» не является.
Игра актёров и особенно знаменитого своей неоскароносностью на тот момент Леонардо Ди Каприо так же капитальна, как работа режиссёра, сценаристов, гримёров, костюмеров и всех остальных. Стоит ли говорить об этом снова? Даже не являясь поклонником Ди Каприо, придётся отметить богатую мимику актёра, которая снова нова, как нов его герой. Крупный план обнажает каждую мышцу лица, общий демонстрирует колоссальные познания в языке тела. Об игре не возникает мысли. Сама жизнь тяжело дышит с экрана. В прямом и переносном смысле. И если снова не за это, то хотя бы за то, что Леонардо Ди Каприо грызёт сырую рыбу и мясо или, наверняка, слишком натуралистичные и бесспорно противные макеты, валяется в снегу, плавает в холодной горной воде, ест землю и сутками не смывает с себя литры бутафорской крови, ему должны были дать этот чёртов «Оскар».
Сильный, глубокий, захватывающий фильм. Один из немногих за последние годы, который за свою мощь достоин кинематографической награды. А за свою тяжесть – терпения и железных нервов зрителя. Ведь каждый, кто телом вынес два с половиной часа почти в неподвижном положении, а душой столько жестокости, несправедливости и дикости с экрана, тот сам по выходу с сеанса немножко ВЫЖИВШИЙ.