День последний. Настя
Однажды 4 молодых, и как следствие, самонадеянных опинеоновца решили бросить вызов обществу потребления. В день окончания эксперимента зачин этой истории напоминает анекдот. Не буду лукавить: соглашаясь на редакционный челендж, я не только не верила в свои силы, но и с большим скепсисом относилась к его главному посылу — борьбе с консьюмеризмом.
Да, всю неделю (за исключением грехопадения в ночь с пятницы на субботу) я не тратила деньги, усмиряла плоть, взывала к совести и тормошила ответственность. Казалось ли мне, что отказ от покупок бросает вызов капиталистическому устройству общества? Нисколько. Игнорируя траты, я не отдалялась, но еще более вовлекалась в систему потребления. Простой, но точный пример: незадолго до эксперимента я не пила кофе больше недели — и почти этого не заметила. Забавно, но во время челленджа желание покупать и употреблять кофе росло в геометрической прогрессии. Зачастую, я хотела этот напиток только потому, что не могла себе его позволить. Выходит, именно выключенность из системы порождает к ней особый, потребительский интерес.
В пятницу я без сожаления провалила поставленные нам условия: оплатила такси вместо того, чтобы ждать открытия метро. Я не просто потратила деньги, но оценила свою приверженность к комфорту и конвертировала ее в условную стоимость услуги. Даже моя усталость оказалось «продажной», то есть принадлежащей к системе, которую я пыталась избегать.
В конечном итоге, эксперимент стал для меня всего лишь добровольно-принудительным отказом от покупок — возможно, это произошло из-за моего изначального недоверия и подкрепилось недостаточно осознанным подходом к происходящему. Куда с большим энтузиазмом я готова заняться раздельным сбором мусора. Как минимум, потому, что меня это волнует.
День последний. Игорь
Если вы не знали, то я очень сильно люблю проводить над собой всякие челленджи и эксперименты. За все свои недолгие 20 лет жизни я много раз сидел на питьевой диете, отказывался от сладкого (продержался 52 дня) и алкоголя (65 дней), практиковал диджитал-детокс и целибат (не специально, так вышло). Ни одна из этих попыток ограничить себя в чем-либо не стала моей daily routine. Так вышло и на этот раз.
Не скажу, что моя жизнь колоссальным образом изменилась благодаря эксперименту. Да, я понял, что можно прожить какое-то время без покупок, а если бы у меня было больше времени на подготовку, в большей степени идеологическую и психологическую, я бы смог продержаться еще дольше. Но какой в этом смысл? Я знаю себя, знаю, что один в поле не воин, а даже если и воин, то это точно не я. Я не смогу в одиночку противостоять огромной капиталистической машине. Не смогу и не захочу. В этом мире все работает по принципу «баш на баш». Чтобы что-то получить, тебе нужно что-то отдать, против этого никуда не попрешь.
Другое дело — осознанное потребление. Подобная концепция имеет право на жизнь и в некоторых аспектах своей жизни я стараюсь ее придерживаться. Так, я уже почти год пытаюсь противостоять масс-маркету, вещи из которого не только становятся непригодными спустя один сезон, но представляют собой абсолютную копипасту с более дорогих брендов. 90 % моего гардероба - вещи из секонд-хендов. Во-первых, одеваясь там, можно не бояться, что ты встретишь человека в такой же шмотке. Во-вторых, вещи там попадаются более качественные (если эта вещь попала в секонд, не потеряв носибельный вид, то это уже говорит о том, что качество хорошее). В-третьих, это очень круто и на данный момент очень важно давать чему-то вторую жизнь, будь то одежда, бывшая в употреблении, или другие товары из переработанных отходов.
В общем, как я думаю, с системой консьюмеризма бороться бесполезно, а вот минимизировать ее вредное влияние можно, и это по силам почти каждому из нас.
День последний. Индия
Я для себя вынесла вот что: мне вообще не нужна вот эта вот вся кола зеро по литру в день и всякий хлам из разряда «ещё одни носки со странным принтом или миллионная холщовая сумка». И язве моей так лучше. И кошельку.
Всякие пирожки и обеды в универе тоже, своё вкуснее да и выгоднее.
Эксперимент показал мне, что я могу жить скромнее, вообще без проблем. Хотя много чего хочется, конечно, но без этого тоже можно. Хотя кофеёк в четверг вечером вообще бы мне не помешал.
Жалко, что пропустила концерт, но сейчас думаю, что он того и не стоил, все равно бы удовольствия я не получила, потому что мысли о сессии сильнее отрыва.
На самом деле больше всего не хотелось ехать зайцем на электричке, поэтому, наверное, в итоге с Ваней и не поехали, можно было бы хорошо затусить, но пасха, контроллеры... Короче, ребят, капитализм - зло, но закон нарушать не охота.
День последний. Ваня
Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Правило-то, конечно, золотое, но с сигаретами — не работает. У меня сигареты стреляют, а вот мне — нет. Может, я просто человек такой — расстреливаемый.
Так что пришлось тяжеловато: мало кто соглашался стрельнуть мне сигаретку, так что курнул дымку всего пару раз. Но это ладно.
Опять весь день апатия. Всерьез думаю, что это из-за нехватки сладкого.
Хотя в целом все в порядке. Понял, что очень легко могу сократить примерно наполовину свои недельные расходы — столько ерунды мне, как оказалось, не шибко-то и требуется. Совсем от покупок отказаться не получится, но здоровое ограничение — это здорово. И надо попробовать и дальше жить в похожем режиме.
Эксперимент кончился для меня на концерте «Макулатуры» (не волнуйтесь: билеты покупал задолго до). Пару раз порывался купить пиву и книг солистов, но удержался. Хотя «удержался» — не то слово. Скорее с удивлением подумал о том, что кто-то что-то может купить. С небольшой опаскою думаю о том, что первое время в голове будет мелькать не «Да нафиг тебе, Ваня, нужна эта ерунда», а «Да может, уже купишь что-нибудь наконец!».
Теперь живу в парадигме не постоянной возможности что-то купить, а в парадигме какого-то равнодушия ко всему, что можно приобрести.
Вдруг это неплохо?
Короче, эксперимент прошел куда лучше, чем я ожидал. Но все равно после него надо прийти в себя.
Хотя завтра опять принесу в университет макароны.