Как я писал ранее, среднему вьетнамцу достаточно близки идеи матриархата. А причина этому очень проста. Как минимум 45.3% населения Вьетнама так или иначе покланяется Богиням-матерям. А вероятней, гораздо больше. По не очень ясным причинам официально цифры занижаются.
Но по факту чисто в практических интересах государственная система поддерживает это поклонение, работающее на укрепление патриотизма. В настоящее время культ богинь-матерей Вьетнама кроме поклонения предкам стыкуется с культом поклонения «трем и четырем царствам».
Кстати, в государстве существует 3 официальные религии – Буддизм, Христианство и Ислам. Но их последователям никто не мешает покланяться Богиням-матерям. Что все активно и делают.
Разобраться людям посторонним в иерархии Богинь-матерей и их «функционале» весьма непросто, но я попробую хотя бы обозначить.
В большинстве районов Вьетнама считается, что Богинь-матерей три.
Матушка воды (кстати, она долго никак не могла выбрать себе пол), матушка гор и лесов, матушка неба. В каждой локации имена и некоторые особенности у них разные. Общее их наименование Тхань Мау — святая матушка.
В божественной иерархии они стоят ниже, чем Нгок хоанг — Яшмовый владыка. Но выше всех остальных. Которых просто несть числа и всевозможных уровней. Пантеон просто огромный. Кстати, что очень удобно для властей, на нижний уровень этой иерархии могут попасть и умершие люди при наличии нужных доблестей. Такие местные божества берут под покровительство конкретную общину, а то и район.
Культ структурно включает в себя такие мероприятия как подношение предметов на алтарь (куда ж без денег то), ритуальный танец-церемония для введение в транс «лен-донг» и коллективное ритуальное пение (примерно как псалмы) «чау-ван»(«хат-ван»). Все проходит очень зрелищно и красиво.
Ну и изюминка, говорящая о том, что вьетнамцы издавна несколько по-другому чем мы относятся к гендерным вопросам. Когда разразилось крупное восстание (40—43 н. э.) против господства китайской династии Хань его возглавили женщины, сестры Чынг. И раз они женщины , то некоторые их боевые отряды повстанцев-мужчин воевали переодетыми в женские платья.