Найти тему
Adafera

Гранатовый браслет. Разная любовь.

«Гранатовый браслет» - повесть о любви. Но где же она, любовь? В чём она заключается? Ведь если посмотреть на основную сюжетную линию глазами разума, то происходит следующее: даму из высшего света преследует влюбленный в нее безумец. После того, как его выслеживают и просят отказаться от присутствия в жизни женщины, он кончает жизнь самоубийством. Она приходит посмотреть на его труп, а затем… почему-то осознаёт, что это была любовь.

Примерно такую трактовку услышала я от своей ученицы и задумалась: ведь действительно, не совсем понятно, каким образом чувство Желткова к Вере может считаться примером настоящей любви? Не наваждение ли это? И почему до сих пор принято считать «Гранатовый браслет» одним из самых красивых рассказов о любви?

Всё дело в том, что «Гранатовый браслет» пропитан любовью, в нём каждое слово, каждая история – о любви.

Для меня многое стало понятным в творчестве Куприна после того, как я прочитала воспоминания о нём и узнала, что главной его страстью было познание жизни во всех её проявлениях. Он пил с грузчиками в порту, беседовал с актерами бродячих цирков и проститутками, художниками и ворами – все для того, чтобы по-настоящему почувствовать, как и чем они живут. Поэтому его рассказы так правдивы, а образы – естественны.

Это желание осветить жизнь с различных ее сторон есть и в «Гранатовом браслете». Только здесь темой становится не судьбы тех или иных людей, а любовь как таковая. «Гранатовый браслет» напоминает мне калейдоскоп: с каждым поворотом в нём меняются местами разноцветные стеклышки и складываются во всевозможные образы любви.

Вот главная героиня княгиня Вера и ее муж. Их любовь – спокойная, дружеская, основанная на доверии и взаимопонимании (один из самых любимых моих рассказов Куприна именно о такой любви – «Куст сирени»). Да, это не страстная и всепоглощающая любовь, но разве она не трогательна?

Вот сестра Веры, Анна, совсем другая: легкомысленная, живая, кокетливая. Она не любит своего мужа, но, несмотря на то, что она «предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы», мужу она никогда не изменяла. Разве это не драматическая история любви и верности? Ну, может, с другим наполнением этих понятий…

А есть ещё истории, рассказанные генералом Аносовым. Трагическая и бессмысленная гибель молодого лейтенанта, безнадежно влюбленного в развратную женщину и рабски-преданная любовь офицера к своей неверной, но любимой жене. Наконец, рассказ о легкой, почти незаметной любви молодого Аносова и девушки-болгарки. Здесь нет романа, нет любовного сюжета– только легкая неуловимая тень его.

О любви говорят и в шутливом тоне: Князь Василий Львович пишет иллюстрированные юмористические рассказы. Так мы узнаём забавные истории о первых днях замужества Анны, о несостоявшейся любви сестры мужа Веры и о похождениях её брата Николая Николаевича. Здесь же появляется и история Желткова и Веры, рассказанная также в юмористическом ключе. Она предвещает трагический финал, однако низводит его до комичного.

Но всё ли, происходящее между мужчиной и женщиной можно назвать любовью? История об отношениях генерала Аносова и его жены демонстрирует, как часто люди принимают за любовь совершенно другие чувства (кстати говоря, этот момент в повести Куприна всегда напоминает мне злую, но очень правдивую «Крейцерову сонату» Толстого). Люди забыли об истинном смысле слова «любовь», заменив его бытом, удобством, ежедневными обыденными отношениями.

Любовь должна быть сродни искусству, а оно – часть природы.

�~��