реж. Йоргос Лантимос
У Анны, королевы Англии, есть фаворитка - Сара. Между ними многолетняя связь, выходящая за рамки дружбы. Анна - замкнутая, больная и со странностями. Сара - общительная, сильная, с отменным здоровьем. У неё есть кузина - Эбигейл, отец которой был дворянином, но утратил право называться таковым, и дочь вместе с ним. Без титула, но хитрая и привлекательная, она обманом проходит в спальню королевы и пытается остаться там как можно дольше.
Фильм напоминает "Госпожу Бовари" Флобера по натуралистичности, которой никто не изменяет ни в сценах с платьями и жемчугом, ни с голыми телами и растекающейся грязью. Реализм, вызывающий лёгкое отвращение вместе с переживанием на уровне физических реакций - привет триеровской "Меланхолии".
Можно написать о феминизме фильма, но это будет неправда. Если заменить здесь женщин на мужчин, получится не менее впечатляющая история.
Все трое - Анна, Сара, Эбигейл - поочередно вызывают страх, радость за них, отвращение и сочувствие. На этих эмоциональных качелях зритель проводит весь фильм. С кем из героинь себя отождествлять - выбор каждого.
Хорош и открытый финал, кажущийся в последствии единственно возможным.
Семнадцать мертвых детей Анны являются её основной характеристикой. Горе завладело ею, всё остальное кажется несущественным. Она то выглядит ухоженной, то ест торт, размазывая его по лицу. Временами в ней просыпается человек, способный отдавать приказы и принимать решения, но апатия возвращается быстро.
Анна говорит Саре о своей любви к ней, но изменяет с той же лёгкостью и аппетитом, с которыми завтракает.
От необдуманных поступков королеву сдерживает сначала Сара, затем Эбигейл. И, понимая это, Анна не сопротивляется.
Она - самый сложный персонаж. Эбигейл - самый простой. Сара находится где-то посередине: в её реакциях временами проскакивает искренняя привязанность к королеве. Они знают друг друга с детства. Дружба, переросшая в любовную связь, продолжается потому, что Сара берет бо́льшую часть обязанностей по управлению страной на себя. И у неё хорошо получается. Эбигейл - новичок, хоть и старается, но её попытки вмешаться выглядят не как заинтересованность политикой.
Фильм разделен на части, каждая озаглавлена. Это делает его похожим на игру с несколькими раундами. Игру, в которой побеждает тот, кто дальше всех отбросил мораль и создал правила, удобные ему самому.
В "Лобстере" Лантимос оставлял зрителю чувство непричастности с отвлеченным вопросом "а как бы поступили вы?". В "Фаворитке" он втягивает нас всех и заставляет сопереживать, возможно, одной из самых противных киногероинь, и ловить себя на том, что радуешься, как она обыгрывает соперницу, вытворяя гадкие вещи. Режиссер больше не верит в Человека.
Выбирайте в компанию для просмотра тех, кому больше восемнадцати и кому вы не боитесь рассказать про свои неприглядные мысли и поступки