Стоит сказать пару слов о том, как на самом деле носились двуручные мечи конца Средневековья и начала Нового Времени, и почему я считаю это признак важной чертой, отделяющей истинный двуручный меч от любого другого меча, который можно использовать двумя руками.
В изобразительных источниках, начиная со второго десятилетия XVI века, мы можем наблюдать устойчивый сюжет: двуручный меч, который носится рукояткой на плече и удерживается за нижнюю часть рукояти или навершие, при этом опираясь гардой на спину. Можно встретить как ношение на левом, так и на правом плече.
Такой способ ношения позволяет комфортно сбалансировать меч на плече, при этом не рискуя порезаться или натереть мозоль лезвием, которое в таком случае никак не соприкасается с телом и одеждой.
В этом смысле двуручный меч сближается с алебардой, протазаном и иным древковым оружием, которое невозможно удобно закрепить на теле и поэтому необходимо придумать способ удобной транспортировки с минимальным дискомфортом.
Это различие, определяющее разницу между просто длинным мечом и двуручным, говорит нам и об особом положении такого воина:
- Он не всадник, так как оперировать столь большим оружием с коня достаточно затруднительно (разве что использовать его как короткое цельнометаллическое копье, но то еще развлечение).
- Он далеко не всегда одет в серьезные латы, что говорит о необходимости быть подвижным и маневренным там, где это нужно и там, где полностью закованный в броню воин мог бы игнорировать некоторые виды ударов.
- Однако этот боец носит очень дорогое и удобное оружие. В отличие от пики и алберады, управляемость меча несравнимо выше, как и объем тактических действий. А значит и воин с ним должен быть достаточно мобилен и выделяется среди иных пехотинцев.
Мог ли такой воин использоваться для прорыва строя противника? В некоторых ситуациях - да, хотя его бронирование говорит о том, что он не предназначен для фронтальной атаки, так сказать, грудью на пики. И равно, он мог оперативно оказаться там, где нужно нанести быструю атаку, создать быстрое тактическое преимущество. Одной из лучших ситуаций его применения мне кажется (хотя это в большей степени предположение, которое я пока не могу обосновать достаточным количеством источников), что в случае схождения двух баталий пикинеров, такие отряды и единичные бойцы могли угрожать уже "завязшим" в бою противникам, преодолев "зону поражения" их пик либо заходя с флангов.
Итак, вернемся к тому, как же мы переносим меч. Ношение рукоятью на плече повторяется не только в гравюрах, но и в живописи. Например, целый ряд ландскнехтов с двуручными мечами, удерживаемыми подобным образом стоит на фланге батальи на картине Альбрехта Альтдорфера "Победа Карла Великого над Аварами при Регенсбурге" (1518 г.).
Нельзя не вспомнить и о знаменитых галлоглассах (Gallowglass или gall óglaigh), ирландских наемниках на иностранной службе. 5 фигур, запечатленных великим Альбрехтом Дюрером в 1521 году демонстрируют разнообразие оружия своей эпохи и страны, а также два характерных способа ношения двуручного меча: первый, традиционный, на плече, а второй - подмышкой, вероятно, с перекрестьем лежащим на предплечье.
И еще один источник, на этот раз, письменный. Авторства знаменитого мастера дестрезы Доминго Луиса Годиньо. В нем он, кроме того, что дает полезные советы о том, "как быть и куда бить", даже вступает в небольшую полемику с теми, кто привык носить меч более традиционно, сам предлагая немного модернизированный способ.
Из манускрипта 1599 года:
Как следует носить двуручный меч и как стоит с ним обращаться
[...] Если вы выходите ночью, носите двуручный меч без ножен, или хотя-бы так, чтобы их можно было быстро отбросить. В начале боя держите двуручный меч так, чтобы ваши пальцы не выходили на клинок. И к тому, что я говорил ранее, убедитесь, что не оставили плаща, шляпы или ножен на улице, чтобы никто не смог опознать вас по ним. Именно поэтому я советую носить двуручный меч без всякого чехла, и не носить плаща, особенно ночью, и меч нести на левой руке, наклоненным диагонально, а не на спине, как многие поступают.
*касательно ношения "на спине", предположу, что имеется ввиду самый распространенный в источниках способ носить двуручный меч, положив перекрестье на плечо и направив клинок вверх и за спину, как показано на большинстве гравюр и картин своего времени. Вариант Годиньо, скорее всего, очень похож на изображенный через 40 лет после него в книге Франческо Альфиери способ ношения меча, который можно наблюдать на гравюре ниже.
Благодарю за внимание. Носите меч правильно! =)