Что бы помнили... 33 года назад, в апреле, произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС. Крупнейшая катастрофа в истории...
1 мая 1986 года, советские власти сделали страшное открытие: зона реактора все еще активна. В ядре содержалось 185 тонн ядерного топлива, под которыми находилось пять миллионов галлонов воды. Единственное, что отделяло ядро реактора от воды, была бетонная плита. Активная зона медленно прожигала эту плиту, спускаясь к воде все ближе.
Если бы это плавящееся ядро реактора коснулось воды, оно бы вызвало паровой взрыв. Результатом было бы заражение большей части Европы. По числу погибших первый чернобыльский взрыв выглядел бы хлопушкой.
Так, журналисты писали: ...ядерный взрыв, который, по расчетам, вызвал бы испарение топлива в трех других реакторах, сравнял с землей 200 квадратных километров, уничтожил Киев, загрязнил водоснабжение и на более чем столетие сделал Украину непригодной для жизни...
Исследования в 2009 году привели еще более мрачную оценку: если бы сердцевина реактора достигла воды, последовавший за тем взрыв «...сделал бы Европу, Украину и часть России необитаемыми приблизительно на 500 тысяч лет».
Работавшие на месте эксперты увидели, что плавившееся ядро пожирало плиту. И инженеры немедленно разработали план действий. Было решено, что через затопленные камеры в аквалангах отправятся три человека. Когда они достигнут теплоносителя, то откроют клапаны, так чтобы оттуда полностью вытекла вода.
Все прекрасно понимали, что любой, кто попадет в это радиоактивное болото, сможет прожить достаточно, чтобы завершить свою работу, но не более. По сути это была неминуемая смерть от радиационного отравления.
Вызвались три человека.
Они предложили свою помощь, зная, что это будет последнее, что сделают в своей жизни. Это были старший инженер, инженер среднего звена и начальник смены.
В бассейне царила кромешная тьма, и свет фонаря у начальника смены, был тусклым и периодически гас.
Фонарь перегорел, но произошло это уже после того, как его луч выцепил из мрака трубу, что ведет к тем самым задвижкам.
Водолазы в темноте подплыли к тому месту, где увидели трубу. Они схватились за нее и стали подниматься, держась за нее руками. Света не было. Но там, во мраке, были две задвижки, которые могли спасти миллионы людей.
Водолазы открыли их, и вода хлынула наружу. Бассейн начал быстро пустеть.
Когда трое мужчин вернулись, сотрудники АЭС и солдаты встретили их как героев, таковыми они и были. Второго взрыва удалось избежать.
В течение последующих дней у них стали проявляться неизбежные и безошибочные симптомы: лучевая болезнь.
Их звали Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов.
Трое, спасшие миллионы.