Найти в Дзене
Стальная история

НАМИ «Дебют» - советский автомобиль с пневмоподвеской и системой круиз-контроля.

Где-то в середине 80-х годов, новое руководство страны во главе с Горбачёвым объявило конкурс на «Автомобиль 2000 года». В проекте принимали участие практически все автозаводы СССР. Скажем, АЗЛК через несколько лет представил свою знаменитую «Истру», у которой был прибор ночного виденья, двери поднимались вверх, а мотор переваривал бывшее рапсовое масло. Попытать счастье решили и в столичном научном институте НАМИ. Разумеется, у них не было своих производственных мощностей, но они могли передать удачную разработку любому предприятию с цехом и сборочным конвейером. Выбрали Запорожский автозавод и начали проектировать новое поколение «Таврии». Проект получил название «Дебют». Стоит признать, что при разработке инженеры реально загрузили себе голову на полную катушку. К примеру, они решили максимально уменьшить массу машины, чтобы снизить расход горючего на 30%. С другой стороны, им хотелось добиться и максимально вместительного, удобного салона. Битва за эргономику была долгой, но у

Где-то в середине 80-х годов, новое руководство страны во главе с Горбачёвым объявило конкурс на «Автомобиль 2000 года». В проекте принимали участие практически все автозаводы СССР.

Скажем, АЗЛК через несколько лет представил свою знаменитую «Истру», у которой был прибор ночного виденья, двери поднимались вверх, а мотор переваривал бывшее рапсовое масло.

Иллюстрация auto-service.rapidly.ru   (Это Истра)
Иллюстрация auto-service.rapidly.ru (Это Истра)

Попытать счастье решили и в столичном научном институте НАМИ. Разумеется, у них не было своих производственных мощностей, но они могли передать удачную разработку любому предприятию с цехом и сборочным конвейером.

Выбрали Запорожский автозавод и начали проектировать новое поколение «Таврии». Проект получил название «Дебют». Стоит признать, что при разработке инженеры реально загрузили себе голову на полную катушку.

Иллюстрация m.yandex.ru
Иллюстрация m.yandex.ru

К примеру, они решили максимально уменьшить массу машины, чтобы снизить расход горючего на 30%. С другой стороны, им хотелось добиться и максимально вместительного, удобного салона.

Битва за эргономику была долгой, но увенчалась успехом. Посадка для водителя оказалась даже удобнее, чем в «Таврии». Правда, пришлось перевести малолитражку на 12-дюймовые колесики.

Иллюстрация yandex.kz
Иллюстрация yandex.kz

С тех пор прошло так много лет, что уже непонятно, как рождался «Дебют». По одной версии, его стала проектировать группа конструкторов, которой не дали поработать над проектом «Компакт». Другая легенда говорит о том, что эта модель стала побочным продуктом во время изобретения «Компакта».

Но одно ясно точно. Свою руку к «Дебюту» приложили мастера с АЗЛК. Днём они работали над новыми Москвичами, а вечером приходили в НАМИ и помогали с этой машиной.

Иллюстрация visualrian.ru
Иллюстрация visualrian.ru

В итоге, получился прорывной для своего времени автомобиль. Коэффициент лобового сопротивления – всего лишь 0,23. Кузов сделали из пластика, а все провода проложили в тоннеле на гладком днище. За счёт пневматической подвески у колёс менялся клиренс, а круиз-контроль тогда и на иномарках то практически не встречался.

Иллюстрация auto.orsk.ru
Иллюстрация auto.orsk.ru

Кроме того, у «Дебюта» было управление сцеплением с электрическим вакуумом. Дольше всего принимали решение по поводу мотора. Первым поставили двигатель ВАЗ-1111, потом сменили его на ВАЗ-11113, а в итоге вообще закончили запорожским агрегатом МеМЗ-245.

Увы, но этот компактный и симпатичный хэтчбек канул в лету вместе со страной. В условиях новой рыночной экономики уже никто не думал о «Дебютах» и «Компактах». Выжить бы.

Рекомендую:

ИЖ-14 – джип, на котором мы могли бы ездить вместо "Нивы".

Лада Силуэт – проект АвтоВАЗа и канадцев, который должен был занять место Весты.

Проект 2170 – забытая модель АвтоВАЗа, которая появилась между «десяткой» и Приорой.

Стальная история - это новый канал про автомобили прошлого. Ищу самые интересные факты про машины былых времён, и рассказываю их здесь!