На простых примерах разбираемся в подходах к оценке бизнеса и управлению стоимостью компании вместе с профессором бизнес-школы СКОЛКОВО Евгением Плаксенковым.
Старая заповедь про смысл жизни гласит, что самое главное для человека — родить ребенка, построить дом и вырастить дерево. И мы делаем это, пусть в разных формах, но рождать новое, строить нужное и выращивать важное — это свойственно всем людям.
Точно такие же простые истины придают смысл любому бизнесу, и каждый, кто стал лидером на любом уровне, следует им. Рождать бизнес-идеи, строить бизнес-модели и выращивать денежные деревья — базовые функции любого предпринимателя и руководителя.
Вокруг этих трёх вещей руководитель может построить весь смысл своей работы в бизнесе.
Как рождаются перспективные идеи для бизнеса?
Перспективная идея появляется из настоящей мечты, а настоящая мечта — из реальной проблемы. Проблемы, как правило, и есть основы наших достижений в бизнесе: «Меня (мою команду, моих клиентов, стейкхолдеров) не устраивает что-то сегодняшнее. Мне нужно перейти в другое состояние! И я этого добьюсь!».
Например, я хочу, чтобы мой бизнес принес мне большие деньги. Поэтому я постоянно строю и перестраиваю свои бизнес-модели: рынок, технологии, команды сотрудников, финансовые потоки, инфраструктуру и корпоративную культуру. Любая идея должна приобретать понятную форму, в которой она будет в дальнейшем жить. Без неё идея просто фонтанирует и растекается с дальнейшим распадом бизнеса.
И, что особенно важно, всегда следует следить за ростом своего крепкого и здорового финансового дерева, за его вершиной — капитализацией. Даже тогда, когда бизнес «не на продажу». Бизнес должен быть финансово устойчивым и дорогим во всех отношениях, ведь если этого не происходит, все остальное теряет смысл.
ДНК бизнеса
Все драйверы любой конструкции бизнеса удобно рассмотреть на примере простейшей формулы:
К+Т+Л=Ф
Где:
К — клиенты
Т — технологии (производство со всеми его процессами)
Л — люди в команде
Ф — финансы
Люди — самый главный из всех драйверов и фактор успеха.
Для любого бизнеса это и человеческие ресурсы, и человеческий капитал, и человеческий отношения в целом. Многие до сих пор игнорируют этот показатель, не чувствуют собственной команды. Но именно команда закладывает основу цифры, которая впоследствии будет отражать стоимость бизнеса. В людях скрывается вся информация, которая является важнейшим ресурсом ХХI века.
Наши сотрудники, клиенты и технологии — три главных фактора, которые приводят к увеличению стоимости компании. Это главные составляющие ДНК бизнеса. Поэтому маркетинг, совершенствование бизнес-процессов, управление людьми и финансовый менеджмент являются базисом в управлении любым бизнесом.
Наиболее измеримыми в этих четырех сторонах бизнеса являются финансовые показатели. Они позволяют нам прогнозировать отчетливое будущее в виде финансового дерева, которое выращивает любой бизнес. Остальные цели менее измеримы и менее доказательны. Денежное дерево, его состояние, как ничто другое показывает и ваши отношения с клиентами, вашими сотрудниками, и уровень технологического развития компании.
Драйверы роста компании
В мире профессиональных предпринимателей и руководителей существуют два ключевых фактора роста любого бизнеса:
1) G (Growth rate) — рост выручки.
2) EBITDA (прибыль до налогов, процентов и амортизации).
Конечно, можно придумывать простые мультипликаторы (коэффициенты зависимости между стоимостью компании и ее бизнес-показателями), но в итоге все превратится во влияние самых главных факторов: темпов роста вашей выручки и вашей прибыльностью. Если вы поставите два эти драйвера в основу планирования, то вы уже этим установите качественный базис для управления стоимостью.
Ключевую роль в процессе оценки бизнеса играет также качественное управление ресурсами. В самом общем виде — это управление активами. И здесь не обойтись без эффективных инвестиций и правильных источников финансирования.
Итог
Благодаря тому, что мы разберемся со своими идеями, освоим лучшие бизнес-модели, спрогнозируем финансовые показатели в виде обоснованного денежного дерева, мы сможем наилучшим образом повлиять на основные драйверы роста стоимости нашего бизнеса.
Это позволит создать прочную основу для увеличения роста выручки и рентабельности бизнеса.
Если правильно соединить главные элементы, денежные потоки станут надежными генераторами растущей стоимости бизнеса.
У всего есть ресурсная стоимость, у всех предприятий есть масштаб и сравнительная оценка, и у каждого бизнеса есть экономический потенциал, который проявляется в его важнейших финансовых показателях. По этой причине оценить компанию, исходя из всех её показателей, задача трудоёмкая, но жизненно необходимая.
Подробно тему управления стоимостью компании мы разбираем в рамках авторского курса Асвата Дамодарана — гуру в области оценки бизнеса и управления рисками. Подробности о программе можно найти здесь.