Найти тему
Елена Мельникова

ЗАЧЕМ АВТОРУ ДУМАТЬ О ЧИТАТЕЛЕ?

Как-то, в одной из статей, я рекомендовала авторам книг «думать о читателе». Не абстрактном и безликом, а о своём, родном, который нуждается в вашей книге. И меня попросили объяснить, что означает подобная рекомендация. Откликаюсь на запрос и показываю, как этот совет применить на деле.

Пойдём по порядку, как я люблю.

1. ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ДУМАТЬ О ЧИТАТЕЛЕ, НАДО ПОНЯТЬ КТО ОН

В комментарии к той же статье мне справедливо заметили: «Сложнее всего составить портрет реального читателя. Ведь у меня нет исследований и опросов. Откуда я узнаю, что попала в точку со своим представлением о читателе».

Вот оно – ядро проблемы. Большинство авторов пытаются вообразить своего читателя. А надо понять, кто он. И исследования тут не нужны. Достаточно знать идею своей книги.

2. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, КТО ВАШ ЧИТАТЕЛЬ, НАДО ПОНЯТЬ ИДЕЮ СВОЕЙ КНИГИ

Важно знать чёткий ответ на вопрос: какую ключевую мысль вы хотите донести до читателя через книгу? Если вы знаете, чем именно хотите поделиться, то легче лёгкого поймёте, какие люди откликнутся на книгу и почему.

Пример 1

Начнём с художки. Вы пишете историю о том, как обычный мальчик поверил в свои магические силы и стал волшебником. Какая идея может стоять за этой историей? Предположим, идея в том, что важно верить в свои способности, чтобы исполнять мечты и менять жизнь. Кто будет читателем такой истории? Тот, кто хочет поверить в себя, но не решается.

Пример 2

Нон-фикшн. Вы составляете путеводитель, в котором делитесь неизбитыми маршрутами и проверенными местами для съёмок. Какая идея стоит за этой темой? Возможно, вы хотите показать красоту малоизвестных уголков планеты и обратить внимание людей на уникальные маршруты.

Кто будет читателем такой книги? Тревел-блогеры, которые хотят выдавать уникальный контент и быть оригинальными, и самостоятельные путешественники, избегающие популярных маршрутов.

Кто читатель узнали, теперь надо понять, чем привлечёт его ваша идея. Найти ответы на вопросы…

-2

3. ЗАЧЕМ ЧИТАТЕЛЮ ПОНАДОБИТСЯ ВАША КНИГА? ПОЧЕМУ ОН ЕЁ ВЫБЕРЕТ?

Ответ снова лежит в идее книги. Читатель, сомневающийся в себе и своих способностях, будет искать в вашей книге возможность поверить в себя (будет искать, как перейти из "минуса" в "плюс", восполнить нехватку).

Тревел-блогер – возможность выделиться среди других блогеров, привлечь новых подписчиков за счёт оригинального контента.

И если у них это получится, они испытают восторг, потому что идея книги совпадёт с их запросом к жизни. И случится это не само по себе, а потому что ВЫ позаботитесь о том, чтобы ваша идея совпала с их потребностью. Это и означает «думать о читателе».

❌НЕ угождать безликой массе
❌НЕ идти на поводу у трендов и хайпа

А точно знать, кто ваш читатель и зачем ему нужна ваша книга.
Знать:
📚какую задачу он с её помощью решит,
📚с какой проблемой справится,
📚какой запрос удовлетворит,
📚чему научится,
📚каких ошибок избежит,
📚во что поверит
📚 какую личную «нехватку восполнит» и т.д.

И суметь дать ему внутри вашей темы то, что он ищет и ждёт.

Если статья была полезной, не забудьте поставить лайк и поделиться ссылкой в соцсетях. Пусть хороших книг становится всё больше!

Ваш литературный вдохновитель
Елена Мельникова