Найти тему
Правда ПФО

Ритейл консолидируется в Башкортостане и разукрупняется в России

Главным конкурентом гипермаркетов становится «Алиэкспресс»

Грядущее открытие в Уфе долгостроя гипермаркета «О’кей» подтверждает всероссийский тренд на фактическую остановку инвестиционных расходов ритейлеров на новые гипермаркеты. Рынок насытился большими площадями и стал развиваться в сторону разукрупнения. В этой связи вдвойне удивительными экспертам видятся 37-миллиардные планы уфимского предпринимателя Андрея Носкова по строительству «агрологистического комплекса», рендеры которого были впервые показаны на недавнем форуме «ЖКХ и строительство» на ВДНХ-Экспо. Федеральные игроки, наоборот, видят угрозу в централизации закупок ритейла, а основными конкурентами торговых сетей сейчас видят «Алибабу», «Алиэкспресс», «Яндекс» и другие платформы онлайн-доставки. Об этом эксперты заявляли сегодня в ходе медиафорума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), проходящем в эти дни в Санкт-Петербурге.

Читайте в источнике

«Фактически в последние три года мы вышли на определенное плато, если говорить про 200 крупнейших сетей. Количество новых квадратных метров не растет, особенно в сегменте гипермаркетов. Это объективное явление, связанное с насыщенностью рынка», – заявляет гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

По мнению эксперта, ритейл конкурирует уже не между собой, а фактически с онлайн-торговлей – «Алибабой», «Алиэкспрессом», «Яндексом» и другими платформами. Традиционные ритейлеры, правда, скептически смотрят на подобные перспективы.

-2

III медиафорум АКОРТ, Санкт-Петербург, 26 апреля 2019 года

«Фундаментальная статистика, что у нашей страны огромный потенциал роста в онлайн-торговле исходя из текущей доли в 0,2% и примеров взрыва онлайн-торговли в Японии и Южной Корее, не учитывает такой показатель, как плотность населения. В России она радикально отличается от Азии. Если в Японии или Южной Корее компания занимается доставкой, она может сделать очень много доставок, и это радикально меняет экономику торговли. В России из-за плотности населения доставка работает с очень низкой маржой», – считает директор по стратегии «Ленты» Дмитрий Богод.

В такой ситуации государство предлагает ритейлу меняться самому. «Мне кажется, что в ближайшее время конкурентное преимущество получат те сети, кто децентрализует свои закупки вплоть до одного магазина. Сейчас все очень централизовано, закупки идут через дивизионы и центральные офисы, и это создает очень большие трудности», – полагает директор Департамента Минпромторга Никита Кузнецов.

Богод согласен с экспертом и считает, что ритейл фактически возвращается ко временам 100-летней давности, когда покупатель приходит в свой магазин за своим товаром. Эксперт предлагает термин не децентрализация, а локализация. «Когда магазинов становится много, логистика становится совсем другая и становятся другими закупки. Но если покупателю так нужно, у него есть спрос, то значит так и надо. И я не думаю, что цены из-за такой децентрализованной логистики вырастут», – уверен Богод. А значит, у проектов типа «агрологистического комплекса» близ Уфы предпринимателя Андрея Носкова, перспектив попросту нет.

-3
-4
-5

Проект агро-логистического парка "Уфимский"

Государство, с одной стороны, призывает не бояться либерализации законодательства. «Вспомните, когда в 1994 году принимали гражданский кодекс и отменяли обязательную нотариальную форму доверенности на управление автомобилем, возник грандиознейший скандал – «что ж теперь будет, куда матушка Россия скатится, все друг на друга наедут!» И что произошло? Ни-че-го! До такой степени ничего, что сейчас доверенность отменили вообще», – напоминает Кузнецов.

Бизнес, правда, уверен, что государство по-прежнему слишком много на себя берет. «Постоянное непрекращающееся желание государства регуляторными методами поуправлять всеми отраслями экономики. Чего стоит желание поуправлять торговой наценкой, определить предельный ее уровень, зарегулировать отношения «продавец-поставщик»… Это очень опасная тенденция, потому что в конечном итоге все определяется качеством услуги, которая оказывается потребителю», – призывает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков.

И отдельные прозвучавшие на форуме высказывания показывают, что ритейлеру с его «собственными торговыми марками» определенно есть чего бояться. «Мне кажется, это неудобно, когда продавец сам превращается в производителя. Когда государство создавало систему поддержки сетевых компаний, оно не учитывало такую возможность», – задумывается руководитель Комитета по развитию предпринимательства Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев.

В целом эксперты, в отличие от прошлого года, констатируют смерть «бедного гедониста» и новый тренд для отрасли. «Компании, демонстрирующие сейчас наибольший рост, делают ставку на программы лояльности, а не акции. Компании пытаются узнать больше информации о покупателе и вырваться из ловушки промоактивности», – заключает Бурмистров.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото pravdapfo.ru