Найти тему

Направляющие линии в композиции

Оглавление

Композиция - это такое расположение объектов на изображении, которое позволяет взгляду зрителя двигаться по заданной траектории. Помимо правила третей помочь направить взгляд могут линии, которые так и называются - направляющие.

Превращаем любую точку в фокусную

Правила третей не случайно является базовым - оно описывает точки, которые являются фокусными по умолчанию. Взгляд как бы сам цепляется за них, ему не требуется дополнительная помощь.

Но если поставить точку в любом месте листа и нарисовать стрелку, указывающую на эту точку, то любой невольно будет смотреть на нее, благодаря стрелке - направляющей линии.

Точно так же такие "стрелки" можно расставить и на рисунке, акцентировав те места, которые вы считаете композиционно важными.

Усиливаем базовую композицию

Направляющие линии могут усилить и простую композицию, построенную по правилу третей.

Например, тут дерево уже стоит в сильной фокусной позиции, на одной из линий, что делят горизонтальное пространство листа на трети.

Этюд по уроку Питера Шиллера
Этюд по уроку Питера Шиллера

Однако дополнительные направляющие в движении туч, трав и линии уходящих за рамки рисунка столбиков, не только дают дополнительный акцент, но и вносят динамику.

Сразу чувствуется царящий на картине ветер, и голое, облетевшее дерево - как неколебимый центр, основа.

Переносим фокусную точку в центр рисунка

Иногда художнику нужно, чтобы главный предмет его картины располагался точно по центру. Но что делать, если золотое сечение уводит взгляд в сторону от центра листа?

Помочь зрителю направляющими линиями.

-3
Здесь этот прием очевиден. Направляющие сформированы так же чередой столбиков и падающей тенью заснеженного дерева.

А вот Питер Шиллер в своем уроке слегка накреняет елки и телеграфный столб, делая центром композиции водонапорную башню.

-4

Той же цели служат и как бы оборванные, не доходящие до края листа широкие штрихи, обозначающие небо. Картинка динамична, и направляет взгляд в центр.

Фокус без фокуса

Иногда художник наоборот может использовать направляющие, чтобы увести взгляд от отдельных объектов в пространство.

Вот пейзаж, нарисованный по уроку Умберто Россини.

Картина по уроку Умберто Россини
Картина по уроку Умберто Россини

В сильной фокусной точке тут стоит группа домов, но художник делает акцент на глубине пространства, уводя взгляд зрителя от домов дорогой, забором и линией деревьев.

Склон горы по границе освещенной и затененной стороны тоже ведет взгляд туда, куда уходит дорога.

Зритель уже не фокусируется на домах в сильной точке, но охватывает взглядом и передний, и средний, и задний план, воспринимая пейзаж в целом.

Обратите внимание на одинокое дерево на противоположной стороне дороги. Оно введено тут для баланса, чтобы правая часть рисунка не казалась пустой по сравнению с нагруженной левой частью. Но при этом справа остается достаточно воздуха.

Учимся искать направляющие

И точно так же, как и с правилом третей, прежде чем начать применять направляющие в собственном творчестве, стоит поискать их в картинах старых мастеров и в фотографиях современных крутых фотографов, которые так же прекрасно знакомы с этим приемом и охотно используют его при построении снимка.

-6

Правило третей в композиции

Простые акварели Питера Шиллера

Экспрессивные акварели Умберто Россини

-7