Американский экономист русского происхождения Василий Васильевич Леонтьев регулярно приезжал в СССР, а затем и в Россию.
Его методику "затраты-выпуск" (в советской экономике назывался "анализ межотраслевого баланса") еще в 1962 году взял на вооружение Госплан СССР. А до этого в 1959 году по разработке еще самого В.Леонтьева в Центральном статистическом управлении СССР был вычислен первый в мире межотраслевой баланс.
Суть методики в следующем:
В каждом продукте надо видеть сумму других продуктов, которые были использованы для его изготовления и избегать дисбаланса в общенациональной экономике.
То есть в стакане вина вы должны увидеть сколько в нем содержится бензина, который тракторист потратил на вспашку под виноградник, хлеба, который съел виноградарь во время работы в винограднике и т.д.
Эта методика также была принята американским руководством, которое использует его выкладки для усиления роли госуправления экономикой. Это в основном выражается в противодействий монополизации рынка и заметно в деле по разделу состояния Билла Гейтса, которого в свое время обвинили в монополизировании компьютерного рынка.
Сейчас такое прослеживается в делах против Марка Цуккерберга и Джозефа Безоса (который срочно начал разводиться и делить имущество с женой, чтобы избежать отъема излишних средств).
В.Леонтьев выступал против экономической политики президента США Р.Рейгана, который стремился отпустить американскую экономику в свободное плавание.
В.Леонтьев говорил по этому поводу:
Я увлекаюсь парусным спортом и, когда объясняю студентам, как функционирует экономика страны, сравниваю её с яхтой в море. Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер, — это заинтересованность. Руль — государственное регулирование.
Как и в Р.Рейгане нобелевский лауреат ошибся в новом руководстве СССР, начавшем перестройку.
В.Леонтьев в начале перестроечного периода 80-х годов предложил советскому руководству не торопиться с перезапуском хозяйства СССР на рельсы "либеральной" экономики.
Он считал, что экономика должна постепенно переходить на рыночные условия и во главе ее должно стоять государство.
Леонтьев прекратил попытки довести эти мысли до советского руководства, когда осознал, что механизм приватизации уже запущен и все огромное состояние СССР распродается буквально на глазах и какие огромные состояния делаются теми, кто стоял у руля приватизации
Кроме СССР были неудачи у Леонтьева и в США.
Так, его "парадокс Леонтьева", что:
развитые страны по идее должны экспортировать больше наукоемких и капиталоемких товаров чем трудоемких, но в реальности происходит наоборот
не был поддержан официальными и академическими кругами США.
Происходило это из-за политики поощрения иммиграции в США, которая увеличила долю "трудоемкости" из-за попыток американских властей дать работу всем желающим иммигрантам, которые в основном были низко квалифицированы.
Именно этот парадокс в какой-то мере сейчас пытается решить администрация Трампа, препятствуя иммиграции из Мексики и других стран с большими трудовыми ресурсами низкоквалифицированной рабочей силы.
Но не смотря ни на что, В.Леонтьев остался сторонником дозированного государственного управления экономикой. И в принципе современная экономика США строится именно на его модели.