Пять административных дел по одному политическому флешмобу и пять апелляционных судов, одно гражданское и одно уголовное дело – эти события густо заполнили прошедшую неделю, календарно совпавшую с отмечаемой в этом году именно в эти дни Страстной неделей. В эти дни верующие христиане вот уже почти две тысячи лет поминают одного человека, невинно осуждённого за слова.
Прошедшая рабочая неделя, она же пятидневка 22-26 апреля запомнилась небывалой концентрацией политических и неполитических но также имеющих правозащитное значение судебных процессов. О некоторых из них мы уже писали непосредственно на той неделе, о некоторых расскажем впервые. Но сначала воспроизведём общую хронологию по дням недели и числам.
С воскресенья до пятницы от процесса к процессу
В воскресенье 21 апреля: во время проведения в южной столице Казахстана весеннего марафона на одном из участков его маршрута был вывешен баннер с написанными на нём лозунгами «От правды не убежишь!», «У меня есть выбор» и «ADILSAILAYUSHIN» («За честные выборы»). Полицейские сорвали баннер и задержали пятерых молодых людей и составили на них протоколы об административном правонарушении по «митинговой» статье 488 КоАП. Затем административный суд вечером того же дня осудил Асю Тулесову и Бейбарса Толымбекова на 14 суток ареста, а на следующий день, уже в понедельник 22 апреля, тот же суд оштрафовал Суинбике Сулейменову, Асель и Айдоса Нурболатовых на сумму в 20 МРП каждого.
В понедельник 22 апреля: городской суд Алматы рассмотрел апелляционные жалобы уже водворённых в спецприёмник для административно арестованных Тулесовой и Толымбетова, но вместо того, чтобы отменить или хотя бы смягчить явно неправосудные приговоры, оставил их в силе и отправив осуждённых активистов обратно в спецприёмник.
Все эти процессы в СМАСе и в горсуде были откровенно политизированными, в то время как в двух других апелляционных процессах в Алматинском городском и Восточно-Казахстанском областном судах политического содержания не было. Поэтому и результаты были прямо противоположными, а потому и практически уникальными в нашей судебной практике.
В понедельник 22 апреля в Усть-Каменогорске областной суд ВКО рассмотрел апелляционную жалобу отдела судебных исполнителей по городу Риддер на решение Риддерскго городского суда о взыскании компенсации морального и материального вреда в пользу Екатерины и Дмитрия Поповых – и оставил это решение в силе. А в четверг 25 апреля Алматинский городской суд рассмотрел апелляционную жалобу управления миграционной службы Департамента полиции города Алматы на решение Алмалинского районного суда о взыскании компенсации морального и материального вреда в пользу в пользу Нины Ивановой – и также оставил это решение в силе.
Сравнивая эти два апелляционных процесса с двумя предыдущими, нельзя не отметить одно совпадение и несколько различий. Совпадение заключается в том, что во всех описанных случаях суд второй инстанции оставляет в силе решение суда первой инстанции. Различия же таковы: два справедливых решения нижестоящих судов (Риддерского горсуда в пользу Поповых и Алмалинского райсуда в пользу Ивановой) вышестоящие суды оставляют в силе справедливо, а два несправедливых решения южностоличного СМАСа городской суд Алматы оставляет в силе несправедливо. И это по-своему логично: всё одно к одному – каким было исходное решение по делу, таким оказывается и решение по апелляции. Хотя где-то в глубине правозащитной души у нас всё ещё трепыхается мечта об апелляционном суде, способном отменить или хотя бы смягчить неправосудное решение нижестоящего суда, особенно по политически мотивированным делам.
Однако пятидневка апелляционных судов на этом не закончилась: в пятницу 26 апреля во всё том же Алматинском городском суде рассматривалась апелляционная жалоба Марата Турымбетова на постановление Турксибского районного суда от 15.03.2019 о замене условного срока на реальное содержание в местах лишения свободы. Решение Как и во всех описанных выше процессах, решение апелляционной коллегии было стандартным: апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, постановление суда первой инстанции – без изменения.
Страстная пятница по-судейски и по ДУИСовски
Для Марата Турымбетова это означало арест в зале суда и водворение в СИЗО, откуда его этапируют в печально знаменитый лагерь ЛА-155/14 в посёлке Заречный, где заключённых то и дело избивают и пытают. Для Марата же такое обращение, да и просто содержание в тюрьме или на зоне может обернуться смертным приговором. Он инвалид 1-й группы по болезни почек и живёт на гемодиализе, каковые инъекции получает в поликлинике по месту жительства, тогда как в тюремной или лагерной медсанчасти это невозможно.
Сотрудникам пробационной службы Департамента уголовно-исполнительной системы по городу Алматы, составившим материал на Турымбетова, а равно и рассматривавшим дело судьям Турксибского районного и Алматинского городского судов это всё прекрасно известно. И едва ли они такие по жизни садисты, чтобы сознательно желать Турымбетову смерти. однако их стремление выполнить указание или пожелание высшего начальства заткнуть рот популярном блогеру Марату Т.а. (ник Тургумбетова на Фейсбуке) делает из них именно таки садистов.
И если 22 апреля после вынесения решений по апелляционным жалобам Тулесовой и Толыбмекова собравшиеся в зале и коридоре Алматинского горсуда люди провожали выходящих из зала судью и прокурора криками «Позор! Позор!», то 26 апреля в том же зале и коридоре те же люди кричали судье, прокурору и представителю службы пробации не только «Позор!», но и гораздо жёстче: «Убийцы!»
В развитие этой темы воспроизведу ниже ФБ-пост одной из посетительниц того суда Ольги Писанко:
МАРАТА ПРИГОВОРИЛИ К СМЕРТИ, ПОСАДИЕ ЕГО В ТЮРЬМУ.
Сегодня я видела всё: иллюзий по поводу нашего «правосудия» больше не осталось!
Страстная пятница – самый скорбный день для христиан: в этот день был осужден на смерть и казнен Господь. И по странному стечению обстоятельств, именно сегодня был осуждён, на верную смерть наш с вами соотечественник Марат Турымбетов. За что? За то, что он увы, не чей-то брат, сват, зять. За то, что посмел быть несогласным с происходящим в стране и посмел открыто об этом говорить...
Официально он «нарушил режим пробации». Да, формально нарушил, но не было доказано, что по своей вине – слишком много в этом деле «но». Несмотря на это, а также на то, что Марат как инвалид 1-й группы ПО ЗАКОНУ освобождается от заключения по жизненно важным показателям, суд приговорил его к тюремному заключению.
Я просто не понимаю, как такое может быть! Как в XXIвеке люди могут посылать человека на смерть, из-за вот такого пустяка. Да и люди ли они?!»
Жалобщику отказали в рассмотрении, оправданку судят по новой
Однако на прошедшей пятидневке 22-26 апреля проходили не только эти пять апелляционных судов, но ещё и два процесса в судах первой инстанции.
В те же часы конца рабочего дня пятницы 26 апреля, когда в Алматинском горсуде выносили решение о жизни и смерти Марата Турымбетова, в Амалинском районном суде было назначено рассмотрение жалобы гражданского активиста Есенгазы Куандыка на незаконное задержание его полицией 16 декабря прошлого года. Напомним, что в прошлогодний День независимости алматинские полицейские без каких-либо законных оснований с раннего утра и в течение всего дня задерживали и доставляли в отделы полиции и лишь под вечер выпускали без каких-либо извинений людей самых разных статусов числом в несколько десятков. Такой вот операцией «Тащить и не аущать!» они якобы предотвращали гипотетические нарушения порядка празднования Дня независимости.
Один из пострадавших в тот день гражданских активистов подал иск к алматинской полиции о незаконные её сотрудников по поводу незаконных действий по отношению к себе. До рассмотрения этого иска дело дошло только теперь. Однако результатом этого судебного заседания было отнюдь не удовлетворение иска Куандыка и даже не отказ в таковом удовлетворении. Судья вынесла решение о прекращении дела без его рассмотрения, то вообще отказалась рассматривать его по существу.
Наконец, на прошедшей неделе в Актау должно было начаться новое рассмотрение уголовного дела Айгуль Акбердиевой, ранее привлечённой к суду за участие в телеграмм-канале ДВК и в феврале этого года оправданной за отсутствием в её действиях состава преступления. В марте прокуратура Мангистауской области опротестовала этот приговор как неоправданно мягкий (на процессе в Актауском городском суде прокурор требовал для подсудимой наказания в виде 6 лет ограничения свободы), а Мангистауский областной суд 15 апреля назначил дело к новому рассмотрению на 22 апреля.
По итогам прошедшей недели прошли два заседания 22-го и 26 апреля, после чего было назначено третье заседание на 6 мая.
На этой информации мы и закончим наш обзор судебной недели 21-26 апреля, календарно совпавшей в этом году со Страстной неделей.