Форты были построены и люди вооружены, чтобы защитить Австралию от русского вторжения в 19 веке. Могло ли это когда-нибудь случиться?
Впервые австралийские берега увидели русский корабль 16 июня 1807 года, когда шлюп Нева плыл в Порт-Джексон, Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия. Российские корабли с тех пор частенько заходили и бросали якорь в австралийских портах для пополнения запасов продовольствия и питьевой воды.
Российский штурман Михаил Лазарев был первым, кто принес в Австралию в 1814 году известие об унижении Наполеона после войны 1812 года. Но из-за преувеличенных историй австралийских журналистов, в течение почти столетия континент постоянно боялся российского вторжения.
Паранойя начинается
Первая четверть XIX века была временем, когда Россия находилась в тесном контакте со своими американскими колониями. Российские торговые суда и военные корабли часто ставили на якорь у берегов Австралии, чтобы закупать продовольствие и отдыхать. Австралия в то время была еще британской колонией. Российские военные корабли стали обычными гостями в австралийских портах, и колониальные власти сообщили об их опасениях в Лондон.
В 1841 году правительство Нового Южного Уэльса построило форт в Пинчгуте. За ним последовали укрепления в Квинсклиффе, Портси, на островах Мад в заливе Порт-Филлип в Мельбурне и в Хобарте. Во время визита доброй воли флагмана русско-тихоокеанской эскадры «Богатырь» в Сидней и Мельбурн около 8000 австралийцев получили разрешение подняться на борт, чтобы развеять опасения, что российские визиты имели что-то кроме мирных намерений. Командующий Тихоокеанским флотом России контр-адмирал Андрей Попов посетил с официальным визитом губернаторов Нового Южного Уэльса и Виктории, а они, в свою очередь, посетили российский корабль.
Между тем, австралийские газеты писали, что приближение «Богатыря» к Мельбурну практически незаметно, повышая осведомленность о том, что австралийский берег был незащищенным. Антироссийские настроения продолжали накапливаться. В 1864 году газета «Лондон Таймс» заявила, что колонии находятся на грани российского вторжения, и австралийские газеты начали распространять и преувеличивать фальшивые новости.
Когда в мае 1870 года русский корвет «Боярин» появился в устье реки Дервент, распространились слухи о том, что он является авангардом флота вторжения. Российские морские офицеры сделали все возможное, чтобы развеять эту чушь.
Газета в Хобарте сообщала 30 мая 1870 года:
«Российский императорский корвет «Боярин» был открыт вчера днем для проверки широкой публикой, из которых около 2000 человек воспользовались возможностью, так редко предоставленной, для проверки внутренних механизмов иностранцем. Посетителям был предоставлен свободный доступ ко всем частям судна, от капитанской каюты до якоря, а у пушек были размещены люди, чтобы показать тайны их конструкции непосвященным ... Нам доставляет большое удовольствие быть в состоянии заявить, что Офицеры и солдаты «Боярина» очень довольны приемом, который им здесь предоставляется ...».
В газете также отметили, что офицеры были галантны и говорили на трех языках, включая английский и французский.
Почему «Боярин» пришёл в Хобарт? Это было только потому, что Григорий Белавин, один из офицеров, заболел и нуждался в медицинской помощи. Белавин впоследствии скончался на суше. Он был похоронен в Хобарте за счет экипажа корабля, и затем Боярин ушел, в то время как австралийский оркестр на берегу исполнил государственный гимн России, а русский оркестр на борту сыграл «Боже, храни королеву». Таким образом, люди ладили довольно хорошо - но журналисты продолжили свое грязное дело.
Спасибо за то, что дочитали до конца эту статью. Возможно она вам понравилась. Оцените её лайком. Автору очень интересны ваши комментарии. Подпишитесь на канал и будете получать каждый день новые исторические факты.