Каким было положение женщин на Русском Севере? На этот вопрос не могут дать однозначного ответа даже этнографы и историки. И дело здесь в том, что Крайний Север населяет не одна, а несколько народностей, чьи традиции и обычаи могли даже в корне отличаться друг от друга. Чтобы добраться до истины, предлагаем вам посмотреть на женщин Севера с нескольких точек зрения.
Разве это не сексизм?
Приверженцы мнения, что в быту коренного населения Крайнего Севера процветал сексизм, приводят такие заметки из жизни одного из народов тех мест - самоедов:
- Самоеды считают женщин нечистыми существами. Любой предмет, до которого она дотронется, через который перешагнет, на что сядет, необходимо очищать - окуривать оленьим салом. И это еще не самая абсурдная ситуация: если женщина обошла вокруг чума, значит, волки за ночь передавят всех оленей. Поэтому чум переставляли на другое место.
- На свадьбе согласия невесты не требовалось. Жених договаривался с отцом девушки о цене, за которую она ему достанется, о дате свадебного пира. В положенный день будущий муж ставит свой чум рядом с жилищем будущей невесты, сзывает гостей на празднество. Затем привозит условленное число оленей и забирает с приданным невесту. Приданное состояло из одежды, провизии, посуды. И по цене соизмерялось с количеством отданных за девушку оленей.
- Если самоед был сегодня неудачлив в ловле, то он объяснял это двумя причинами: кто-то его оговорил либо женщина перешагнула через добычу. В последнем случае нужно было взять две горящие головешки, положить на них кусок оленьего сала, после чего окурить им "загрязненную" женщиной добычу, при этом по-вороньи каркая. Такого простого обряда хватало, чтобы "очистить" свой промысел.
А можно ли дать однозначный ответ?
Но на примере одного народа Крайнего Севера не правильным будет утверждать, что в этой местности определенно процветал сексизм. Но и нельзя утверждать, что положение женщин там было исторически лучше положения мужчин. Чего стоит распространенная поговорка у чукчей: "Если ты женщина, то должна молчать". То есть, не расценивались всерьез даже слова, произнесенные в свою защиту.
У многих северных народов женщина - грязное, нечистое и одержимое злыми силами существо. Но если углубиться в историю, обычаи каждого из них, мы увидим существенную разницу даже в отношении положения, статуса и прав женщины. В этом очень помогают исследования советского этнографа В. Г. Богораза.
Охота
Что касается чукчей, даже речи нет о том, чтобы женщина была охотницей. Тем более, чтобы она участвовала в морском промысле. Но у тунгусов и ламутов охотой занимаются все. Женщины нередко ходили с луком и ружьем, и не только за мелкой добычей, но и за оленями.
Кочевка
Самостоятельную кочевку чукотской женщине никогда не доверяли. Она могла только вести караван груженных добром саней, в то время как мужчина гнал оленье стадо.
А вот у тунгусов жена может, напротив, кочевать одна, в то время как ее муж охотится вдалеке от шатра. Обычно она вела кочевку в направлении его передвижения.
Вопрос свободы
Если мы посмотрим на племена чукчей, то сразу заметим, как чукотские женщины привязаны к своему дому, собственному шатру. В то время как мужчина уезжает на ярмарки, уходит на охоту, его жена обычно даже не покидает свой околоток.
Но в том же чукотском браке нет какого-либо калыма или принуждения. Хотя исключения из правил есть везде. Чукотский мужчина "добывает" себе женщину только упорным трудом, испытаниями. Хоть мнение девушки учитывалось, решающий голос был все-таки за ее отцом. В тех же чукотских сказках мы встречаем и примеры романтических отношений, взаимной любви. Браки из экономической выгоды не поощрялись.
Было и такое явление, как групповые, "переменные" браки. Основным элементом были как раз женщины. Именно они объединяли "товарищей по браку" - мужчин.
Но при этом нельзя однозначно утверждать, что женщина была в браке равной мужчине. Например, в чукотской сказке героиня говорит будущему мужу: "Я стану твоей подругой и рабыней". Если мужчина не был женат, про него могли сказать, что у этого человека нет рабыни.
Самозащита и война
Не нужно думать, что северные женщины были тихими и покорными. В случае чего, они никогда не давали себя в обиду. Своенравная дочь или нелюбимая жена легко могла уйти из родного дома и прибиться к чужому стойбищу.
В богатырских сказаниях, посвященных чукотско-коряцким войнам, не раз встречается и фигура женщины-воительницы. Они не только бились с мужчинами на равных, но и одерживали победу над ними.
Быт
Что касается повседневной жизни, то у оленных чукчей больше трудились женщины (особенно молодые), а не мужчины. Они могли работать несколько дней и ночей без сна. Доходило до того, что падали на пол без сил и сразу же засыпали.
Редко у каких северных народов женщины ели вместе с мужчинами - только после них. Более того, главе доставались самые лучшие куски, а женщинам - кости, объедки. Только матери, у которой под руководством были другие женщины, давалось право сидеть и есть вместе с мужчинами.
Был ли сексизм в жизни народов Крайнего Севера? Однозначного ответа нет. Однако все приведенные примеры доказывают, что положение мужчин и женщин точно не было равным.
Наш канал молодой и нуждается в Вашей поддержке:
ставьте лайк, подписывайтесь на канал, поделитесь с друзьями и оставляйте комментарии!