С первых же шагов своей власти, большевики с большой энергией бросились на ликвидацию безграмотности. Те, кто одной из главных заслуг большевизма называют ликвидацию всеобщей безграмотности (а оная безграмотность конечно была достаточно большой, особенно в сельских районах), категорически не понимают, почему столько усилий большевики тратили на борьбу с безграмотностью. Иные граждане забывают, что целью большевиков была мировая революция, а Россия – лишь запалом для мирового пожара. Русскому народу и прочим народам, проживавшим в бывшей Российской империи, большевики отмерили роль пушечного мяса, которое поляжет во имя мировой революции. И в этой связи совершенно не важно, умеет читать это потенциальное пушечное мясо или полностью безграмотно. И однако большевики тратили очень много усилий на то, чтобы обучить безграмотных элементарной грамотности, чтобы те могли читать. Что было странным.
Ведь если бы Ленин и большевики на самом деле задумывались о распространении настоящего знания, то не расстреливали бы пачками образованных людей, профессоров, инженеров, не выдавливали бы из в эмиграцию. Наоборот, они бы окружили образованный слой заботой, а на базе этого слоя стали бы распространять знание. Большевики поступали иначе. Они самым изощрённым способом уничтожали образованный слой бывшей Российской империи, а при этом обучали безграмотных самым базовым и примитивным правилам чтения. Ну все эти хрестоматийные кадры, на которых сидят безграмотные граждане и по слогам мычат: «Мы не ра-бы». Зачем это понадобилось Ленину, который вообще не отличался пустой благотворительностью и если уж что-то делал, то исключительно во имя «мировой революции». А ответ-то банален.
Ленин не раз высказывал фразу «Важнейшее из искусств для нас кино» (хотя сама фраза в таком виде принадлежи и не ему). Почему? Да потому, что люди необразованные были закрыты для коммунистической пропаганды и им её можно было преподносить разве что в виде кино-агиток. И Ленин, кстати, говоря о кино, меньше всего думал о художественных фильмах (которые вообще оценивал довольно низко – он даже «зарезал» в 1922 году идею художественного фильма о революции). Куда больше его интересовали документальные пропагандистские или обучающие фильмы.
Но была огромная проблема – во-первых, кино было немым, что сильно снижало его воздействие, а, во-вторых, киноплёнка была страшным дефицитом.
Инициировав постановление Совета обороны от 13 мая 1919 года, Ленин распорядился на всех узловых ж/д станциях организовать специальные «агитационно-просветительские пункты». (АПП). Там читались лекции, ставились пластинки, показывались специальные фильмы. И распространялась литература: листовки, брошюра и т.п. Но чтобы прочитать листовку или пропагандистскую брошюру, надо уметь читать. Вот тут и крылось страстное желание большевиков обучить весь народ грамоте. Зачем народу грамота? Да чтобы читать статьи видных деятелей большевизма и марксистов других стран. Ну и советские газеты конечно же – как без них?
Вот поэтому с первых же своих шагов большевики уделяли столько сил и энергии полному ликвидацию безграмотности. Чтобы даже последний пастух в глухом селе или чабан в далёком ауле, сидя в свободное время на пригорке, мог сам читать очередную пламенную статью Ленина или Троцкого.
Ни на что иное, по мнению большевиков, грамота т.н. «простому народу» была не нужна. И, собственно, вся эта «ликвидация безграмотности» не шла далее мычания хором: «мы не рабы, рабы не мы». Для того, чтобы считаться образованным человеком – этого, мягко говоря, маловато. А вот чтобы по слогам читать брошюрку Кауцкого или, тем более – Ленина – в самый раз.
То есть основная функция ликбеза – обеспечить стопроцентную возможность чтения вот таких брошюрок:
Ну и не забудем, что в период с 1918 по 1921 г.г. учебные заведения почти не работали или работали кое-как. И на этом фоне всякие разговоры о ликвидации безграмотности были профанацией или даже издевательством.