Узел противоречий вокруг трубопровода «Дружба» до сих пор не разрублен. Российско-белорусские отношения продолжают накаляться. Есть уже и папирологические теории о том, что за порчей нефти стоят «белорусские диверсанты», реализующие угрозу Лукашенко по перекрытию нефтепровод «Дружба» во время начале обострения отношений с Россией из-за налогового маневра последней. Не зря Путин пообещал «расследование на уровне правоохранительных органов и специальных служб». Старина Ходорковский усубляет: «Репутации российской экспортной смеси нанесен серьезный удар. Это отразится на скидке, а значит, на доходах всех компаний». Далее он добавляет, что РФ «отменила запрет на использование хлорорганики для повышения нефтеотдачи пласта».
В сложившейся ситуации различные акторы нефтяного решают собственные вопросы. Если вопрос о качестве нефти, то взоры сразу устремляются к «Транснефти». Она же в ответ заявляет, что а) «загрязнение было умышленным действием»; б) ответственна за это компания «Самаратранснефть-терминал», которой грозит банкротство из-за долгов перед «Абсолют банком». Самарцы в ответ заявили, что а) точка вброса загрязненной нефти компании уже не принадлежит; б) они подают в суд на «Транснефть» за «нанесенный деловой репутации урон».
Что тут интересно? В «Самаратранснефть-терминал» сообщают, что по их информации (т. е. они тоже не знают точно) «точка вброса» принадлежит некой ООО «Нефтеперевалка». Это «Рога и копыта», коих в нефтяной отрасли море. Сам «Самаратранснефть-терминал», судя по всему, контролируется РЖД через «Абсолют банк». Банк согласился на переход предприятия от старого владельца — «Петронефти» — к «мурзилкам», по слухам, для дальнейшей продажи «Газпромнефти», давно мечатющей составить в Самаре конкуренцию ЛУКойлу.
Напомним, ранее в РЖД заявили о «готовности обеспечить поставки всем потребителям российской нефти, получавшим ее по трубопроводу „Дружба“». Сообщается, что «составы с цистернами уже отправлены под погрузку нефти, первые отправки ожидаются в начале мая».