Найти в Дзене
Дмитрий Март

Мнение сатирика Михаила Задорнова о коллегах по цеху

Оглавление
В моем диктофоне немало записей. Порой они довольно долго ждут, когда их расшифруют. А некоторые беседы так и остаются в запасе. А потом их с удивлением находишь. Так было и с этим интервью знаменитого сатирика Михаила Задорнова, который, как известно, скончался 10 ноября прошлого года в одной из московских клиник Москвы. Увы, он не дожил до своего 70-летия.

Судя по дате записи, мы беседовали в 2013 году. Тогда писатель сбежал от всех в Крым, поскольку не хотел отмечать свой «полуюбилей». Так он в шутку называл 65-летие. К сожалению, полноценный 70-летний юбилей ему так и не довелось отметить.

У Михаила Николаевича было очень тонкое ухо
У Михаила Николаевича было очень тонкое ухо

Вечно голодные "жруналюги"

А общение происходило в одном роскошном японском ресторане, куда меня пригласил Михаил Николаевич. Он ведь прекрасно знал, что журналисты вечно голодные. Правда, как всегда, у него было крайне мало времени.

«Знаешь, мне надо уехать в половине третьего. Получается, у нас всего 15 минут. Нет, мало... Давай, хотя бы двадцать минут поговорим. Нет, двадцать пять минут. А то 15 минут это нехорошо. Нечестно!» - весело сказал Задорнов, как всегда, предложив заказать самое дорогое блюдо.

А я, как всегда, поскромничал. Как бы там ни было, интервью растянулось почти на целый час. На мой взгляд, беседа актуальна и сегодня.

В Коктебеле
В Коктебеле

- Михаил Николаевич, о чем будем говорить?

- А как ты хочешь? Я не знаю. Чего-то у меня мозги набекрень. Почему? Вся эта нечесть меня выбила к чертовой матери. Под нечестью я имею в виду наш шоу-бизнес. Я всё закрывался, закрывался. Не ходил ни на какие концерты. Я был в Юрмале, когда выступали «юрмалисты». Но я оставался дома. И на «Новую волну» не ходил.

Сатирик обходил светские тусовки стороной. Фото Аркадия Глухих с "Новой волны"
Сатирик обходил светские тусовки стороной. Фото Аркадия Глухих с "Новой волны"

И ещё я не ходил ни на одно afterparty. Вот мне нравится, как у нас пишут: «авто» - как будто там автомобили собирают. А раз «парти», то получается партия автомобилистов какая-то. И хотя я не ходил, были люди, которые узнали, что я в Юрмале. И они меня достали. Причем ночью. Позвонили в 2 часа и приехали с едой. Конечно, я был в шоке. Для меня если человек ест в 2 часа ночи, он теряет мое доверие. Значит, он из мира потребления.

Обидно за Соmedy Club

- Может, как раз поговорим о нашем шоу-бизнесе?

- А почему бы и нет? Я стараюсь следить за всем и за всеми. Стараюсь! Но это не значит, что я всё просматриваю... Но, скажем, за Соmedy Club мне часто бывает обидно. Это первое, что я хочу сказать. А ведь они очень способные. Некоторые - талантливые, некоторые - одаренные. А соображалка и остроумие Павла Воли вызывают у меня уважение. И мне особенно хотелось бы им сказать: «Ребята, нельзя свой талант так транжирить!»

В уютной атмосфере...
В уютной атмосфере...

Вы так часто шутите, что начинаете из слонов превращаться в мышей по качеству. Потому что, как известно, слонов мало, а мышей много. В результате в Соmedy Club булькают репризами. Но никто не написал миниатюру, рассказ или повесть. Хотя я понимаю, почему. За это никто не платит деньги!

Проблема с аурой

- Может, они на большее попросту не способны?

- Да, у них эсэмэсочное мышление. Мышление разорванной ауры. Пунктирное. И это заставляет меня их жалеть. Вот Иван Ургант удивительно способный, процессор у него работает на какой-то гигабайтовской скорости. Но долго об одном и том же он не может говорить. Он способен только в ответ классно репризить.

Ну, что ж, дай бог вам, ребята, хороших неприятностей в жизни и проблем, чтобы вы всё-таки выросли в настоящих творцов. А такая придирка с моей стороны лишь потому, что многие из них очень способные. Но когда нужно количество, им приходится переходить на нижнепоясничные темы. На задницы, на передницы.

И что я еще заметил? Вот они приезжают на гастроли в какой-нибудь город. На первом концерте — переаншлаг, а на втором — ползала. Потому что они создают телевизионный продукт, а у зрительного зала успеха нет. Мои знакомые побывали на записях их вечеров. Сказали: «Такая скукота, еле высидеть можно!» А потом всё монтируется и делается продукт. Им плевать на зрителей в зале.

В рижской библиотеке имени отца Николая Задорнова
В рижской библиотеке имени отца Николая Задорнова

"Юрмалина" разочаровала

Вот почему я ушёл из «Юрмалины». Я категорически не был согласен с такой формулой. Я и генеральному продюсеру российского канала все время говорил о важности зрителей. А он мне отвечал: «Мне нужен продукт!» Вот мы и разошлись с матюгами. К сожалению, сегодня весь наш жанр вообще ушёл в продукт. Он стал не чувством юмора, а товаром для продажи.

На телеканалах выходят замечательные передачи. Но все они - продукты. Скажем, «Большая разница» на Первом. Или «Один в один». Всё смонтировано. А я всегда сужу о таланте по залу. Разница в том, что зал собирает личность, а продукт выпускают форматные люди. Для них формат — это всё. В Соmedy Club изначально многие были личностями, но они стали форматными...

Продолжение беседе с сатириком следует. Не пропустите!

Фото автора, Аркадия Глухих, из архива.

NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart, ставьте, пожалуйста, лайки, смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!