АВСТРАЛИЯ, СИДНЕЙ
Сооружение Сиднейского оперного театра стало одной из самых длинных строительных эпопей XX столетия. К сожалению, архитектор Йорн Утзон оказался втянут в склоки между австралийскими политическими партиями и был вынужден отказаться от руководства проектом в 1966 г., через девять лет после начала строительства. Здание достроили к 1973 г. без его участия. Однако спустя 26 лет разногласия поутихли, и с этого времени архитектор участвует в программе обновления здания, которая включает установку на должное место тех элементов первоначального проекта, от которых отказались при строительстве.
К счастью, политические распри времен постройки Оперы не повлияли на ее общий внешний облик. Здание, стоящее на мысе Беннелонг-Пойнт в гавани Сиднея, принадлежит к числу самых замечательных архитектурных творений XX в.
Проект датчанина Утзона победил в конкурсе на строительство оперного театра в 1957 г. Первоначальный вариант неоднократно перерабатывался, пока архитектор и инженеры из фирмы Ове Аруп и партнеры не решили окончательно вопрос о том, как построить самые характерные элементы здания – его крыши-паруса.
Эти паруса, или раковины, как их часто называют, первоначально представляли собой ряд параболических форм, опирающиеся на сборные железобетонные ребра. Однако инженерам не удалось найти приемлемый способ их возведения. С 1957 г. по 1963 г., когда уже шла работа над подиумом, на который предполагалось установить паруса, команда проектировщиков все еще пыталась справиться со схемой, использующей параболы, округлые ребра и эллипсоиды. Наконец, решение было найдено. Использовав только появлявшиеся тогда технологии автоматизированного расчета конструкций, разработчики остановились на парусах, имеющих форму сферических сегментов и похожих на дольки апельсина.
Всего у постройки десять таких элементов. Две группы, состоящие из трех парусов каждая, обращены к гавани. Позади каждой из них имеется парус, обращенный в противоположную сторону. Есть еще два паруса меньшего размера, под которыми находится ресторан. Под двумя большими группами перекрытий располагаются концертный зал и оперный театр, еще три театральных сцены размещаются по бокам от них. Форма парусов отражает требования к внутренней организации пространства в театральных постройках: над фойе перекрытия низкие, над зрительным залом – выше, а над сценой – самые высокие. Форма перекрытий, сборные бетонные ребра и кровельные панели позволили сооружать все паруса прямо на месте строительства, на специально организованном заводе железобетонных конструкций.
Перекрытия строила австралийская компания Хорнибрук Груп, изготовившая 2.194 бетонных ребер и 4.000 кровельных панелей. Метод строительства позволял собирать кровельные плитки в листы и затем прикреплять их к панелям, вместо того чтобы укладывать каждую в отдельности на высоте. Заведовал строительством парусов, для поддержки которых использовалась новейшая регулируемая монтажная арка, специалист из Ове Аруп и партнеры.
1.056.006 белых и кремовых керамических плиток, которыми облицованы крыши, были привезены из Швеции. Несмотря на грязеотталкивающие свойства этих плиток, им требуется периодический уход и замена. После того, как в 2003 г. участники акции протеста забрались на крышу Оперы и намалевали на ней надпись - «Нет войне!», затраты на ремонт составили более 40.000 фунтов стерлингов.
В 1963 г. Утзон перенес свою мастерскую из Швеции в Сидней и начал серьезную работу над интерьерами оперного театра. Однако в 1965 г. в Австралии сменилось Правительство, и новая правящая партия заявила о том, что строительство с этого момента переходит под контроль Министерства общественных работ. Когда Утзон представил министру общественных работ план, в котором были указаны сроки окончания отдельных этапов работ, тот не дал разрешение на создание опытных образцов для новаторских по своей конструкции интерьеров из фанеры.
По этой причине, а также из-за недостаточного финансирования Утзон был вынужден в 1966 г. покинуть свой пост. Он оставил работу, когда паруса были закончены лишь частично, а работа над интерьерами еще находилась на предпроектной стадии. Место Утзона занял архитектор Питер Холл из Департамента общественных работ Нового Южного Уэльса, на которого легла основная ответственность за дизайн интерьеров.
Стоимость строительства оперного театра
Строительство оперного театра было официально завершено в 1973 г., оно стоило чуть больше 40 млн фунтов стерлингов. По данным маркетинговой компании Simple Analytics, -эта сумма значительно превышала смету 1957 г. с приблизительной цифрой в 1,37 млн фунтов стерлингов, а опоздание по времени составило 10 лет.
Сиднейский оперный театр: интересные факты
1) Сиднейский оперный театр занимает 1,8 га площади. Его длина составляет приблизительно 183 м, максимальная ширина 120 м. Здание стоит на 580 опорах, погруженных в грунт на 25 м ниже уровня моря.
2) В конкурсе на лучший проект Сиднейского оперного театра, проводившемся в 1956 г., участвовали 233 архитектора и 32 стран мира.
3) В 1957 г. Йорн-Утзон получил за свой проект, занявший первое место в конкурсе, премию в 5.000 фунтов стерлингов.
4) За все время строительства оперного театра было нанято 10.000 строительных рабочих.
5) Большой орган Концертного зала является крупнейшим механическим органом в мире. Он состоит из 10.154 труб.
6) В мае 2003 г. Йорн Утзон получил престижную Притцкеровской премию – аналог Нобелевской премии в мире архитектуры.
7) Недавно открытый Зал Утзона – первый интерьер в Опере, оформленный по проекту архитектора.
8) Первоначально предполагалось, что строительство оперного театра займет четыре года. Но Опера была открыта только через 17 лет после победы Утзона в конкурсе.
9) Самая высокая крыша оперного театра поднимается на 67 м над уровнем моря – на высоту 22-этажного дома.