Найти тему
Хаотичный Канал

Компьютерные игры как вид искусства

Оглавление
Кадр из третьего Ведьмака
Кадр из третьего Ведьмака

Немногие считают компьютерные игры чем-то серьёзным. Одни считают, что это пустая трата времени или глупые развлечения, другие и вовсе хотят их запретить, кто-то просто играет не задумываясь, но у меня на них совсем иной взгляд...

Я считаю, что компьютерные игры - это новый вид искусства, истинно современное искусство, абсолютно новое слово в искусстве.

Когда я высказывал эту точку зрения, я нередко встречал возражения, потому для начала я отвечу на главные возражения против моего высказывания.

Почему люди считают, что компьютерные игры не искусство?

Герои 3 - классика на все времена!
Герои 3 - классика на все времена!

Мало кто считает игры искусством, и подобное мнение часто вызывает возражения.

1.Игры созданы для развлечения. Да, это так. Как и любое искусство в принципе. Картины созданы чтобы на них любоваться, музыка должна радовать слух (и радует), книги - заинтересовывать читателя. Что создано не для развлечения? Технические руководства, справочники... Как раз то, что не является искусством.

Возможно кто-то скажет, что серьёзное искусство помимо развлекательной функции несёт некую назидательную. Во-первых не всегда: красивый пейзаж, безусловно, искусство, но он не учит нас как жить. Во-вторых, в играх это тоже есть, но об этом ниже.

2.Игры слишком зависят от техники. Написание игры - это скорее как создание механизма, чем творчество. Как и многие виды искусства, точнее практически любые. Архитектура, кинематограф, даже живопись требуют технических знаний и решений. Тем не менее, в компьютерной игре важна не только техническая сторона.

3.Игры отупляют. Это вообще спорное утверждение. Отупляет не сама игра, а то, что игрок не хочет тратить время ни на что другое. Фильмы тоже отупляют, если не заниматься ничем, кроме их просмотра, и тем не менее, никто не говорит, что кинематограф не искусство.

Игры отупляют если ими злоупотреблять. Некоторые игры требуют от человека особых талантов, инженерных решений и серьёзной продуманности. Игры способны обучать.

4.Игры создаются целой командой людей, создание игры - это работа, а не творчество. Во-первых, не все. Вопреки распространённому мнению, компьютерная игра не обязательно продукт, стоимостью в миллионы, который создаёт целая корпорация. Старые игры вообще чаще всего писались одним-двумя человеком, но и сейчас существуют инди-проэкты.

А во-вторых, ну и что? Кино тоже создаётся не одним человеком - над любым современным фильмом (кроме артхауса) работает целая команда. Даже если брать более классические виды искусства - театр, архитектура, оркестровая музыка.

5.Игры требуют от игроков особых навыков. Тогда уж это спорт, но никак не искусство. Да, по играм действительно проводятся спортивные соревнования, но для того, чтобы играть в игры вовсе не обязательно быть киберспортсменом.

Большинство игр имеют настройки уровня сложности, и игроку не обязательно обладать высокими навыками, чтобы пройти игру. Восприятие любого искусства требует неких навыков - так, например, чтобы понять серьёзную книгу - нужно обладать каким-то багажом знаний. Конечно, вы можете сказать, что книгу можно прочитать и так... Ну так и игру можно пройти, пользуясь чит-кодами.

Так почему же я считаю игры искусством?

Вторые герои - классика, как и третьи.
Вторые герои - классика, как и третьи.

Выше я опроверг возражения. Но чем я подкреплю своё мнение?

Иску́сство (от церк.-слав. искусьство, ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Так определяется искусство в Википедии. Безусловно, игры удовлетворяют этому определению (кроме, разве что, логических, карточных и т.п.).

Автор игры создаёт некую модель мира - он может стремиться отразить реальный мир (в реалистичных играх), или же создаёт свой, фантастический мир - что тоже является искусством.

У игр есть свои средства художественного языка, способы выражения действительности. Игра это и визуальное оформление (графика), и сюжет, и другие выразительные средства. В играх используются и художественные, и литературные, и кинематографические приёмы.

Сюжеты некоторых игр могут быть не менее проработанными и увлекательными, чем сюжеты книг. Да что там, одно то, что по играм пишут книги уже говорит об этом. Я не буду спорить о качестве этих книг, просто указываю на сам факт.

Но игры нельзя назвать просто сборной солянкой из разных видов искусства - у создателя игры есть своя, уникальная задача - сделать не просто красивую игру с интересным сюжетом, но сделать так, чтобы всё это работало в движении, чтобы общая картина не разваливалась от действий игрока.

То есть, в некотором смысле задача создателя игры более сложная чем у других деятелей искусства. Например, режиссёр кино полностью решает, как именно зритель увидит его картину, создатель игры же должен просчитать все возможные варианты - что игрок пойдёт туда или в другое место.

Конечно, при желании, игрок может "сломать" игру, нарушив замысел создателя игры, но это уже его проблема. Задача автора игры - завладеть вниманием игрока, показать ему своё творение, а следовать этому или нет - выбор игрока. В конце концов, зритель кино тоже может перемотать фильм сразу в середину или в конец, "сломав" идею режиссёра.

То, что игра имеет технические ограничения, не мешает ей быть искусством - ведь такие ограничения есть в любом виде искусства.

Doom 3
Doom 3

Что касается глубины, смысла, назидательной функции в конце концов - то всё это есть в играх. Нельзя сказать, что любая игра имеет глубокий смысл, но такое же нельзя сказать и про другие виды искусства.

Искусство не обязано всегда учить человека и иметь в себе какую-то мораль.

Тем не менее, во многих игр действительно есть глубокий смысл, после некоторых игр есть над чем задуматься. Это могут быть и стратегии, позволяющие самим побыть в шкуре правителя и иначе взглянуть на их деятельность, и RPG с проработанным миром и сюжетом, даже шутеры, которые воздействуют больше визуально.

Спасибо, что дочитали статью. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, этим вы поможете развитию канала!