Среди всего многообразия планиметрических фигур отдельную группу составляют правильные многоугольники - такие выпуклые, у которых все стороны и все углы равны между собой. Несмотря на довольно жесткие ограничения, таких многоугольников бесконечно много - теоретически возможно построить многоугольник с любым количеством сторон.
Казалось бы, по аналогии, и в стереометрии правильных многогранников (таких, у которых все грани - правильные, равные между собой многоугольники, а следовательно - все ребра, все двугранные углы равны между собой и в любой вершине сходится одинаковое количество ребер) тоже должно быть много. Если не бесконечно много, то просто много. Но это не так. Правильных многогранников всего пять.
Построим модель додекаэдра - тела, имеющего 12 граней, каждая из которых - правильный пятиугольник.
Между любыми двумя параллельными (противоположными) гранями додекаэдра содержатся по две "главных" плоскости, которые разбивают додекаэдр на пятиугольную антипризму посередине и две усеченные пятиугольные пирамиды по бокам от нее.
Конечно, построить додекаэдр возможно и другими способами, предлагаемый - не самый быстрый и простой, но позволяет задействовать и освоить больше функционала программы.
В этой плоскости создаем эскиз
Эскиз состоит из правильного пятиугольника, одна вершина которого совпадает с точкой D, а середина противоположного основания - с точкой С.
Пятиугольник вписан в окружность для удобства построения (накладываем ограничения "Все стороны равны" и на каждую из вершин "совпадает с линией окружности". Линию окружности делаем вспомогательной.
Если в модели много эскизов, каждому эскизу надо присвоить имя и назначить цвет, отличающий его от соседних.
Строим еще одну плоскость.
в этой плоскости создаем эскиз,
В этой же плоскости создаем еще один эскиз - еще один правильный пятиугольник, но теперь он описан вокруг окружности (а не вписан в нее) и стороны его параллельны сторонам пятиугольника из первого эскиза.
Вернемся на плоскость 2, где был создан эскиз первого пятиугольника
Процесс построения этого пятиугольника разберем чуть подробнее.
Еще одна операция - и эскиз готов. Закрываем его.
переходим непосредственно к постройке пятиугольной антипризмы. Антипризма будет построена путем объединения нескольких тел. Первое тело - цилиндр.
Нажимаем зеленую галочку и красный крестик.
Фантом стал "реальным" телом.
Но нам нужна не вся пирамида. И не весь цилиндр. Нам не нужна часть пирамиды, выступающая за цилиндр и не нужна часть цилиндра, выступающая за усеченную пирамиду.
Выбираем результат - "пересечение", нажимаем зеленую галочку и красный крестик.
Усеченная пирамида отрезала от цилиндра несколько "ломтиков". Теперь надо такие же "ломтики" отрезать от цилиндра снизу .
Выбираем эскизы 4 и 6, создаем вытягивание по сечениям, точно так же задаем результат - "пересечение".
средняя часть додекаэдра - пятиугольная антипризма - построена.
ОЙ! что-то пошло не так - на грани появилась совершенно ненужная линия! Попробуйте разобраться и построить додекаэдр без этой ошибки.
В чем ошибка? Если разобрались, пишите ответы в комментариях. Правильный ответ дам чуть позже.
На простых моделях осваивать программу проще и интереснее.
КОМПАС-3D — система трехмерного проектирования, ставшая стандартом для тысяч предприятий, благодаря сочетанию простоты освоения и легкости работы с мощными функциональными возможностями твердотельного и поверхностного моделирования.
В отличии от "конкурентов" - "Солидола" и "NX" изначально "заточена" под ЕСКД и имеет "встроенные" библиотеки стандартных элементов - от крепежа до шпоночных пазов и центровых отверстий!
Скачать модель додекаэдра или скопируйте в адресное окно ссылку: https://drive.google.com/file/d/1oRGuMwIGSoqHPGw5ngPbOSx87pyuD0Fn/view?usp=sharing