Накануне Дня Победы мы расскажем о нескольких пронзительно правдивых и лирических по своему настроению книгах. Они написаны теми, кто пережил войну в детстве, и теми, кто в самом юном возрасте воевал против фашизма.
Леонид Сергеев. Солнечная сторона улицы
Мальчика, от имени которого рассказывается о довоенном и военном времени, зовут Егорка. Он очень похож на писателя Леонида Сергеева в детстве.
«Солнечная сторона улицы» многолюдна, но главный человек здесь отец — работящий, справедливый, весёлый, немножко нелепый в своём азартном жизнелюбии. Похоронка на него пришла в День Победы. И всё-таки, это очень светлая и яркая книга.
С иллюстрациями Владимира Перцова повесть Леонида Сергеева выходила в 1971 году, задолго до того, как Дина Рубина написала роман «На солнечной стороне улицы», в котором тоже звучит тема военного детства. Однако, кроме названия и этой темы, почти ничего общего у двух книг нет. «Солнечная сторона улицы» — книга для детского чтения, по интонации она близка к известной повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа».
Виктор Голявкин. Мой добрый папа
Папа Пети Иванова — музыкант, человек, умеющий создавать вокруг себя радостную жизнь. Тем более что семья живёт в южном городе у моря. От счастья Петя даже стихи сочиняет:
Солнце светит, и море сверкает,
И айва и инжир поспевает,
И растёт, и растёт виноград,
Как я рад! Как я рад! Как я рад!
Это до войны. Про войну Петя сначала думал, что там «просто пушки палят, танки мчатся». Но папа убит. Он никогда не вернётся.
Виктор Голявкин написал повесть в 1964 году и посвятил её своему отцу.
В этой книге есть вторая повесть о военном времени, также рассказанная от имени Пети Иванова, — «Полосы на окнах». Для современных читателей сделан исторический комментарий: факты, фотографии, документы.
Владимир Чачин. Король с Арбата
Действие «Короля с Арбата» начинается осенью сорок первого в заливаемых дождём окопах под Смоленском. «Но книга эта не о войне, — замечает издательская аннотация, — война — скорее её сюжетный стержень. Основное же место в повести занимает история мальчика с Плющихи. <...> История московского детства 1930-х, такого, каким его вспоминает <...> семнадцатилетний доброволец <...> Алёша Грибков и — четверть века спустя — его создатель и прообраз Владимир Чачин».
Да, эта книга не о войне. Она о людях. Вот цитата из второй части повести: «А ты вот что, Алёша. Ты напиши всё это... Знаешь, годы пройдут, война отдалится. Забудется многое... Люди спросят: а какими были эти ребята, что насмерть сцепились с фашистами? Как они раньше жили? <...> Даже главное — не как жили, а чем жили? Понимаешь — чем жили?..»
Виталий Сёмин. Ласточка-звёздочка
Герои «Ласточки-звёздочки» Виталия Сёмина — ростовчане, пережившие и не пережившие бои за город и фашистскую оккупацию. Повесть написана в 1963 году. Она менее известна, чем её продолжение — роман «Нагрудный знак “OST”», в котором подросток Сергей Рязанов, по прозвищу Ласточка-Звёздочка, оказывается остарбайтером, как и сам Виталий Сёмин, во время войны в числе тысяч ростовчан угнанный на работу в фашистскую Германию.
«Ласточка-звёздочка» — повесть о том, как Сергей Рязанов, его родители, соседи, дворовые и школьные товарищи принимают войну. Сначала не очень в неё верят, страстно ждут, когда наши «начнут бить немцев на фронте», потом сталкиваются с ужасом, не укладывающимся в сознание, но как-то чувствуют, что непоправимое должно их миновать. Потом к ним приходит отчаяние, потом — ненависть.
Сёмин с большой точностью рассказал о событиях военного времени в Ростове-на-Дону. В книжной серии «Как это было» издательства «Самокат» произведения художественной литературы сопровождаются обстоятельными историческими комментариями.
Евгений Дубровин. В ожидании козы
Отец, о котором известно, что он погиб в сорок четвёртом, приходит домой — здоровый, сильный, строгий, почти чужой. Он был в окружении, бежал из плена, попал во Францию, участвовал в Сопротивлении. Но паспорта у него нет; как теперь кормить семью, неясно. Тогда возникает мечта о благословенной деревне Утиное, где отца все знают и, конечно, сразу возьмут на работу. Немцев там не было, народ зажиточный; главное, коза не дороже кошки…
Настроение повести соответствует выражению «смех сквозь слёзы», тут много балагурства, приключений и разговоров. Тем ошеломительнее конец истории.
Повесть Евгения Пантелеевича Дубровина не автобиографическая, но многое из того, что в ней рассказано, пережито самим писателем. В столичном издательстве она вышла только в 2015 году, а в Воронеже издавалась в 1968 и 1989 и 2003-м.
Книги о Великой Отечественной войне — трудное чтение, необходимое для понимания нашей истории, для связи поколений.
Читать весь обзор на Библиогиде.