История, произошедшая со Светланой уходит в далекие 90-е, но мало чем отличается от других подобных историй. Свете было 26 лет, на тот момент она была замужем уже 4 года, деньги в семье были, оба работали на хороших должностях, новая квартира, дача и “Жигули”. Детьми обжиться не успели, не получилось, но не оставляли попыток. Муж горячо просил дочку, Светлана ночами слезно молилась, чтобы Господь послал им долгожданного ребенка. Ежегодно они ездили в санаторий-профилакторий, проходили обследования, сдавали анализы, по результатам которых были абсолютно здоровы. Неожиданно весной 1992 года Светлане стало плохо, осмотр показал - беременность 9 недель. Счастью супругов не было предела. Беременность протекала хорошо, будущие родители с нетерпением ждали пополнения, в семье царила идиллия и ничего не предвещало беды, которая исподтишка опускалась на их плечи.
Поздней осенью Света заболела, непроходящий насморк, повышение температуры и герпетические высыпания на лице, которые приняли хронический характер. Терапевт грешил на “простуду” и ругал будущую мать, за то что не бережет ни себя, ни ребенка: “Застудилась, одеваться надо теплее”. Но плановый анализ крови в женской консультации показал, что с кровью что-то не так, Свету отправили на повторную сдачу анализа, который разделил ее жизнь на “до” и “после”. Вердикт врачей эхом отзывался в ее голове - ВИЧ.
ВИЧ-инфекция – диагноз, от которого в клинической иммунологии и инфектологии не существует средства, гарантирующего полное излечение. В анализе крови он проявляется спустя 1 год после заражения (реже спустя 6 мес), в этом заключается беспрецедентная коварность вируса, который долгое время способен скрываться от всех, не показывая симптомы, но уже быть смертельно опасным для других людей, находящихся в тесном контакте с больным, буквально с первых минут заражения.
Общий анализ крови (ОАК) информативен как для диагностики большинства заболеваний, так и для здоровых людей разного возраста. ВИЧ-инфекция не является исключением. Посредством проведения ОАК врач получает сведения о наличии или отсутствии патологических процессов разного характера.
В целом проведение ОАК при ВИЧ-инфекции сопровождается следующими изменениями:
- Лимфоциты – представляют подвид лейкоцитов и участвуют в формировании иммунитета, в состоянии нормы их концентрация колеблется в пределах 19-37%. Если анализ сдается на ранних сроках, концентрация лимфоцитов в составе крови повышена, что свидетельствует о борьбе с вирусом. В дальнейшем у пациента развивается лимфопения, характеризующаяся снижением уровня лимфоцитов ниже нормы, что говорит о победе вируса над иммунитетом.
- Нейтрофилы – продуцируются костным мозгом, у здорового взрослого человека в крови их содержание равно 50-70%. Тяжелые поражения вирусом сопровождаются снижением их концентрации, развивается нейтропения.
- Тромбоциты – вирус иммунодефицита человека провоцирует снижение концентрации и этих кровяных элементов. В результате развивается тромбоцитопения, свертываемость крови снижается, такое состояние опасно возникновением кровотечений.
- Гемоглобин – его содержание в крови здорового человека равно 120-170 г/л. При поражении ВИЧ-инфекцией показатели гемоглобина падают ниже нормы, что способствует развитию вируса и ухудшению сопротивляемости внутренних органов. Этот эффект называется анемией и является наиболее распространенным среди ВИЧ-инфицированных.
Если тест проводится через малый временной промежуток после потенциального инфицирования, полученные данные могут оказаться ложными. Объясняется это тем, что выработка специфических антител к вирусу еще не началась. Референсные значения крови меняются незначительно, из-за чего достоверно определить, болен ли человек невозможно. Наверное поэтому все предыдущие анализы были в порядке, что ни один врач не заподозрил поселившуюся заразу в крови Светланы или же это трагическое стечение обстоятельств, сейчас мы можем только гадать.
Стоит ли рассказывать состояние женщины, носящей под сердцем ребенка уже почти 7 месяцев?! Определение антител к ВИЧ методом ИФА производится трижды за беременность (при постановке на учет, в 30 недель и в 36 недель). Сейчас мы много знаем о ВИЧ-инфекции , и понимаем что беременность в таком состоянии - не противопоказание, но требует обязательной медикаментозной коррекции состояния больной и более пристального наблюдение врача за развивающимся плодом.
Беременность – состояние естественной иммуносупрессии (снижение иммунитета) за счет высокого уровня прогестерона (гормона, сохраняющего беременность). Некоторое подавление иммунитета необходимо для того, чтобы организм матери не отторг организм плода, так как ребенок – это самостоятельный организм, который наполовину наследует генетический материал отца, а значит, является чужеродным.
При отсутствии антиретровирусной терапии ВИЧ во время беременности может прогрессировать, из латентной стадии переходить в стадии с осложнениями, что грозит не только здоровью, но и жизни.
Конечно, прежде всего, нас интересует риск передачи вируса ребенку. Другие осложнения беременности редко связаны напрямую с ВИЧ-инфекцией. На возможность забеременеть инфицирование напрямую не влияет.
Без проведения химиопрофилактики ВИЧ-инфицирования риск передачи вируса от матери к плоду составляет от 10% до 50%.
Передача вируса может осуществляться несколькими способами:
1. Заражение во время беременности (15%).
2. Заражение во время родов(75%).
3. Заражение во время кормления грудью(10%).
В данном вопросе есть много аспектов и рисков, которые определяют исход беременности с ВИЧ.
Материнские аспекты:
- вирусная нагрузка (чем выше вирусная нагрузка, тем выше риск передачи ВИЧ ребенку);
- иммунный статус (чем меньше количество CD4+ Т-клеток, тем менее защищен организм матери и выше риск присоединения любых бактериальных, вирусных и грибковых осложнений, что не может не сказаться на ребенке);
- сопутствующие заболевания и вредные привычки.
В тот день Света домой пришла поздно, она не помнит где была, что делала и на вопросы встревоженного мужа смогла выдавить из себя только: “За что?” Далее последовал долгий разговор, в ходе которого выяснилось, что незадолго до беременности у мужа была случайная связь с коллегой по работе, красавицей и вечной хохотушкой Инной, которая уже 4 месяца не выходит с больничного. Муж молчал, сказать ему было больше нечего. Молчала и Света. Последовала череда обследований и анализов, подтверждение ВИЧ у мужа, да много что было, и слез и упреков в, казалось бы, вчера еще счастливой семье. Нет, разводиться Света не собиралась, боялась остаться одна, но однажды так и не дождалась мужа с работы, сбежал, испугался последствий. Куда? Света этого знать не хотела, просто старалась жить дальше и перевернула эту страницу, начав жизнь с чистого листа - человека со статусом ВИЧ.
Родила Света в срок девочку, с небольшим недовесом и…. с внутриутробным инфицированием ВИЧ. Дочку назвала Надеждой. Сама оправиться не смогла. Умерла от пневмонии в одном из инфекционных отделений, куда была доставлена через неделю после родов. Медицинский персонал - люди, ставшие близкими, хоть и были знакомы короткий промежуток времени, говорили, что умерла она от страшной душевной боли, которую невозможно описать словами, но можно почувствовать лишь единожды взглянув на эту женщину. От нее отвернулись все, родные, друзья, коллеги по работе, боясь заразиться просто касаясь ее или тех предметов, которых касалась Света, воздушно-капельным путем, просто находясь рядом. До сих пор существуют эти предрассудки о способе передачи ВИЧ от человека к человеку.
Единственные способы передачи ВИЧ-инфекции это:
1) половой;
2) от матери к ребенку (внутриутробно, во время родов при прохождении ребенка через родовые пути, с молоком матери);
3) через кровь (при попадании зараженной крови на поврежденный кожный покров или слизистые оболочки; при трансплантации органов, переливании крови; через плохо обработанные инструменты в медучреждении, тату-салоне, при маникюре и т.д).
Вирус иммунодефицита человека настолько мал, что если хоть 1 микроскопическая частица крови больного попадёт в кровь здорового человека, то можно смело утверждать что риск заражения равен 100%. ВИЧ - это чума 20 и 21 века, уносящая ежегодно жизни тысячи человек. По статистике на 2019 год в России зарегистрировано более 1 миллиона людей с подтверждённых ВИЧ-статусом, а по не официальным данным гораздо больше.
Судьба ее дочери, к сожалению, не известна, но никто из родных не захотел даже увидеть ее. Поговаривают что горе-папаша один раз приходил в больницу с вопросом о дочери и ее статусе-ВИЧ и получив ответ, схватившись за голову руками что-то громко простонал и ушел. Было очевидно, он страдал, винил себя во всем что случилось со Светой, с их семьей, дочерью, за то как поступил с ней в самый трудный час в ее жизни.
К слову, от него тоже отвернулись многие, он стал много пить и спустя 12 лет, после подтверждения ВИЧ-статуса, он погиб в автомобильной аварии. Впрочем, это уже совсем другая история.