Недавно меня спросили: "Может ли учитель влюбиться в ученика?". Этот вопрос не то что бы поставил меня в тупик, сколько послужил причиной размышлений о природе любви...
На самом деле, конечно же, всё не так уж и просто. Ведь влюбляемся мы не во всех подряд, а в кого-то определённого, наделяемого нами самими особыми качествами. Поэтому, если учитель увидит в своём ученике нечто особенное, то влюбится в него.
Впрочем, в этом вопросе, как и во всех наших фразах, содержится двойственность. Так, словосочетание "может ли" воспринимается как возможность или же как запрет.
То есть, понимать вопрос имеет смысл и так: "Имеет ли право учитель влюбляться в ученика?" Здесь мы уже располагаемся не в области чувств, а в сфере этики и морали. Ведь если в самом чувстве любви нет ничего аморального, то в том, как человек поступает с этим своим чувством и с объектом своей любви, проявляется его этическая позиция.
Я думаю, в любом случае, будь на месте объекта любви ребёнок или взрослый, нужно уважать его субъективность. То есть не ставить себя на место "имеющего право".
Анастасия Гареева, врач, психоаналитик