Найти тему

Не стерилизуйте детское пространство - безопаснее не станет

В одном из детских садов Тюменской области недавно произошел несчастный случай - на игровой площадке один из воспитанников получил травмы (подробнее).

После ЧС Губернатор округа поручила провести проверки всех детских площадок всех дошкольных учреждений региона.

Ситуация вскрывает сразу 2 проблемы нашего с вами общества.

Первую обычно именуют "пока петух в одно место не клюнет". Если командуют: проверку давай!, выходит, есть что проверять, выходит, до этого занимались не пойми чем? Или второй вариант, куда, как мне кажется, более печальный: проверка эта - показуха. Есть инцидент (читай стимул), должна быть и реакция - ведь должна быть, кажется? Ну будет вам реакция, организуем проверку.

Вторую проблему зовут "даешь безопасность!". Мой друг-товарищ работает в муниципалитете соседнего поселения (соседнего с тем, где произошел инцидент). Признается: получил массу частных обращений от родителей с просьбами и даже требованиями обезопасить детские площадки. Требования эти не о том, чтобы закрутить, смазать, проверить прочность конструкций. Скорее о том, чтобы исключить любые жесткие конструкции из детской жизни.

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

В детском саду, например, вместо каруселей уже стоят песочницы, одна другой веселее. Вместо горок и паутинок - тоже веселые песочницы.

Я не против песочниц, вы не подумайте, скорее против стерилизации пространства. Тот самый товарищ сказал: на прогулке в детском саду дети стоят, как пингвины, и ничего не делают. Ну, мячик покидают, ну потыкают веточкой в песок. Перед прорезиненной площадкой для игр с мячом установлена табличка: детям до 14 лет без воспитателя вход запрещен.

Все это прекрасно перекликается с личными наблюдениями гиперконтроля и гепертревоги молодых матерей в отношении детей.

Все понятно - родители хотят, чтобы их дети жили в безопасном мире, возвращались домой здоровыми, веселыми, просто возвращались домой. Но не забывайте, мир вообще-то состоит из жестких углов, холодных ветров, быстрых каруселей и из тяжелых случайностей.

Ограничивая детский досуг мягкими и такими безопасными вещами, вы а) не даете неуемной детской энергии вырваться наружу - а она все равно вырвется, в чистом или сублимированном виде (потом попробуй понять, что лучше), и б) лишаете их возможности формировать естественный навык решения сложных оперативных ситуаций (даже навык выживания).

Не сомневайтесь, ребенок всегда найдет себе занятие, одно опаснее другого. Вместо стерилизации его пространства, поощряйте планомерное изучение мира и собственных возможностей.

Возвращаясь к ЧС в детском саду. По закону, на одну группу детсадовцев положен 1 воспитатель, точнее 2, но работают они не вместе, а посменно. 10 детей от 2 месяцев до 1 года, 15 детей от 1 года до 3 и 20 детей от 3 до 7 лет - все они приходятся на одного воспитателя и нянечки, которая половину времени занята решением "бытовых" вопросов.

На практике все еще хуже. Во-первых, из-за нехватки мест в садах, группы комплектуются детьми сверхнормы, т.е. нагрузка на воспитателя возрастает. Во-вторых, из-за неадекватно низкой зарплаты найти заинтересованных квалифицированных воспитателей - проблема. Не редки ситуации, когда один воспитатель работает две-три-четыре смены подряд, и ситуации, когда воспитатель не имеет никакого педагогического навыка.

Для начала попробуйте решить такой вот простой административный вопрос - для борьбы с законами физики и роком судьбы у вас будет достаточно времени.

Друзья, подписывайтесь и делитесь мнением - истина рождается в аргументированном споре!